Произведение Булгакова было написано в 1937 году, но опубликовать его удалось только в 1966 году. Автор описывает параллельные миры, которые переплетаются между собой, а также различных персонажей. Кроме этого, представлены Москва и москвичи. В романе «Мастер и Маргарита» затрагиваются темы творчества, любви, веры, добра и зла. Читатель наблюдает за судьбами героев и их образом жизни. Проблемы, раскрываемые в книге, актуальны по сей день.
Анализ произведения
В романе представлены две сюжетные линии: история о Понтии Пилате, любовь Мастера и Маргариты. А также в нем показаны два города — Ершалаим и Москва.
Краткий пересказ
Два человека гуляли на Патриарших прудах и обсуждали существование Христа. Этими людьми были Берлиоз и Иван Бездомный. Они встретили мага, который путешествует вместе со своей свитой. К ней относятся:
- кот Бегемот;
- Гелла;
- Коровьев;
- Азазелло.
Мага звали Воланд, как окажется в дальнейшем, это сам Сатана. Он подтвердил, что Христос когда-то существовал, заодно сообщил, что Берлиоз совсем скоро останется без головы, а Бездомный попадет в психлечебницу. Эти события произошли на самом деле.
Воланд заселился в квартире вместе с Лиходеевым. Он был директором театра. Маг заключил сделку с этим человеком, что он даст концерт в Варьете. Чтобы получить квартиру, Коровьев подкупает председателя жилищного кооператива, которого немного позже схватили власти за хранение валюты.
Маг дает представление в театре, при этом испытывает своих зрителей. Сначала он осыпал их деньгами, потом предложил женщинам сменить наряды на новые. После концерта купюры превратились в обычные бумажки, а одежда исчезла.
Продолжение фрагмента
В психлечебнице Бездомный знакомится с Мастером, который ушел с работы после выигрыша в лотерею, поселился в подвале и стал работать над своей книгой о Понтии Пилате и Иешуа. Позже писатель познакомился с Маргаритой и полюбил ее.
Мастер хотел напечатать свою рукопись. Он отнес ее в редакцию, но там отказались выпускать в свет это произведение из-за пропаганды христианства. Мастер был разочарован отказом и решил сжечь свое творение, но возлюбленная успела спасти книгу, вытащив ее из печи.
Позже Маргарита ушла домой, чтобы поговорить с мужем. Она забрала роман с собой. Через какое-то время Мастера забрали непонятные люди. Вернувшись домой, он обнаружил других жильцов, что привело к его помешательству. Герой оказался в психиатрическом отделении.
Тем временем Азазелло принес Маргарите приглашение на бал и крем. Он сообщил, что если девушка придет на бал, то получит информацию о своем возлюбленном. Маргарита натерлась кремом и обнаружила у себя способность летать на метле. Она решила отправиться на бал, где Воланд выполнил свое обещание и Мастер и Маргарита встретились.
Бал закончился пожаром, маг стоял на крыше здания и смотрел на Москву. Он мысленно прощался с ней. Вдруг рядом с ним появился Левий Матвей, который сказал, что, по его мнению, пара заслужила покой, и предложил забрать их с собой. Мастер и Маргарита в это время были в квартире, а Азазелло наливал им вино. Оказалось, что оно было отравлено. Любовная пара упала, а в этот же момент на Арбате умирает женщина и безымянный больной в лечебнице. После этого пара унеслась вдаль вместе с Воландом и его свитой.
Описание столицы и ее горожан
В древнем Ершалаиме Иешуа представлял свои светлые мысли и идеи. В Москве же давал концерты Воланд в течение 30 лет. Маг считает, что за эти годы москвичи совсем не изменились, несмотря на то, что город был культурной столицей.
Город как место действия
Москва в романе изображается в нескольких плоскостях. С одной стороны, это город, где происходят действия героев, а с другой — сатирическая столица, показанная наизнанку. Булгаков описывает прекрасные городские пейзажи. Этим он не только очерчивает декорации, но и подчеркивает настроение героев, атмосферу, в которой они находятся. Автор пытается передать читателю даже ощущения и запахи.
Роман начинается с мая 30-х годов. В это время стоит безумная жара. Встреча Мастера и Маргариты описывается мрачно, герои проходят мимо грязной стены через проулок. Вокруг них идут тысячи совершенно незнакомых и чужих людей. Так писатель хочет показать одиночество главных персонажей.
Описание Москвы в романе «Мастер и Маргарита» подчеркивает настроение героев, а также булгаковский юмор. Примером может стать эпизод, где описывается Дом Грибоедова. Двери в помещении содержат странные записи и рисунки, которые вызывают улыбку у читателя.
В литературном доме на самом деле нет литературы, а только формальности да бумаги с бланками.
Представители МАССОЛИТа и театра
Юмор писателя периодически переходит в сатиру. Иногда он насмехается над своими героями или сочувствует им. Образ Москвы в романе не скрывает недостатков. Так, Грибоедовский дом стал МАССОЛИТом, где определить наличие писательского таланта можно только по наличию удостоверения.
Критики приземленные. Если дело доходит до беседы о литературном доме, то они вспоминают не творчество, а лишь гастрономические излишества и привилегии, которые дает им членский билет. Для Мастера мир критиков ужасен, особенно их отказ и насмешки. Он вложил всю душу в свою рукопись, а ее отвергли эти низменные люди.
Автор показывает людей искусства и культуры, например, представителей театра Лиходеева (пьяницы и обманщика), Варенуху (вампира), Римского. За свое непристойное поведение они будут наказаны. Это вызывает грусть у читателя, ведь в центре культурной столицы должны быть моральные и одухотворенные творческие личности, но на деле оказалась только шайка подлецов, обманщиков, трусов, которые заинтересованы лишь в своем насиженном месте и выгоде.
Образы москвичей
Описание Москвы и москвичей в московских главах «Мастера и Маргариты» сильно контрастирует с Мастером и его духовным миром. А вот при сравнении с людьми Ершалаима различий практически нет. Можно с уверенностью сказать, что люди того времени и современники всегда хотели обогатиться, поэтому шли на поводу у толпы.
Московские жители соблазнились деньгами и новой одеждой. Этого от них и ждал Воланд. Его не радовало такое положение дел. Он грустно смотрел на то, как сходит с ума публика театра, которая со стороны казалась довольно приличной. Люди дерутся за деньги, кидаются на невиданные платья. Они идут на поводу своих желаний. Может быть, люди понимают, что все это слишком нереально, но не могут устоять.
В произведении Булгакова переплетаются бытовые сцены с эпизодами Ершалаима и бала Воланда. Мистика сплетается с настоящими каждодневными событиями, а образы Сатаны и его свиты теряются на фоне обычного московского общества.
Цитата, которую Воланд произносит, вот так характеризует москвичей: «Люди как люди, такие же, как и раньше». Жителям Москвы Булгаков приписывает следующие черты:
- жадность и любовь к деньгам;
- жажда легкой наживы;
- неверность;
- легкомыслие.
Вот на каких реалиях строится образ москвичей. Воланд считает, что проблема жителей столицы — квартирный вопрос, он-то и испортил людей. Это на самом деле так, эта проблема отодвинула все важные качества человека на задний план. Примером может стать дядя Берлиоза, который приехал в Москву не на похороны племянника, а для получения наследства в виде квартиры номер 50.
В московских главах «Мастера и Маргариты» автор рассматривал определенные пороки человека на отдельных персонажах. Например, Никанор Босой, который оказался взяточником, или Степан Лиходеев, оказавшийся лентяем и алкоголиком. Воланд убивал тех, кого нельзя было исправить, но те, у кого была душа, находились в психбольнице, где излечивались.
Маргарита с Мастером были непорочными людьми. Их смерть была во благо, так как эти персонажи не могли жить среди порочных личностей. Они покинули тела, но их души соединились в ином мире.
Таким образом, можно сказать, что читатель видит мелочных и корыстных москвичей, которые ставят материальное благополучие гораздо выше духовных качеств и нравственных ценностей. Есть люди, которых можно исправить, а кто-то безнадежен. Но каждый человек должен самостоятельно прийти к этому и осознать свои пороки. Маг со своей свитой только может помочь в этом, остальные действия — за человеком.
Роман востребован и в наши дни. По данному произведению сняли фильм и сериал, в школе дети проходят его на уроках литературы, делают презентации. Это доказывает актуальность булгаковского романа, а также социальных проблем, раскрываемых в нем, в современном обществе.