Центральными элементами в произведении А. С. Пушкина являются имение Троекурова и имение Дубровского. Описанию поместий автор уделяет особое значение. Именно с их помощью он показывает, насколько далеки друг от друга эти герои в социальном плане. Если вчитываться, то можно понять, почему Кирилл Петрович решает забрать поместье своего соседа, а также проследить, с какого момента отношения между ними стали портиться и привели к вражде.
Прообразы усадеб в произведении
Поэт был тесно связан с «русской дворянской усадьбой». В детские годы он летом жил в Захарове, которое находилось под Москвой. В 1817 году впервые посетил Михайловское, где позже провёл несколько лет в ссылке. Трижды посещал село Болдино и вдохновлялся его просторами.
Именно пребывание в родовых поместьях Пушкин отражал в своём творчестве, в том числе в повести «Дубровский». Он написал это произведение за год в Санкт-Петербурге, побывав в Болдино. Автор видел, как крестьяне высказывали недовольство помещиком.
В произведении он отразил гнев, а также названия, которые связаны с местом.
Село Кистеневка существовало в реальности и находилось по соседству с Болдино. Именно это поместье было подарено Пушкину отцом.
Описание имения Троекурова
Кирилл Петрович Троекуров — властолюбивый, малообразованный помещик. Характер у него был вспыльчивый и непредсказуемый, он не знал, что такое этикет. Поэтому обидеть мог любого человека, даже из знатного рода.
Имение Троекурова называлось Покровское. При этом он владел и другими землями. В его подчинении находилось около 3 тыс. крестьян.
Кирилл Петрович считался зажиточным, имел высокий чин. Это позволяло ему покрывать собственные непристойности, а также незаконные действия своих мужиков:
- вырубку чужих лесов;
- воровство у мелких крестьян.
Для того чтобы показать богатство родового поместья Троекурова, автор описывает его внешний вид — огромный каменный дом, с зелёной крышей.
Внутри имеется большая гостиная на 80 человек. Около дома есть дополнительные пристройки, в которых останавливаются гости и живут работники.
В Покровском была каменная церковь и колокольня. Дом окружал большой сад, где текла речка.
Поместье Дубровского
Деревня, где жили Дубровские, называлась Константиновка. Андрей Гаврилович и его сын Владимир не были богатыми, в их подчинении находилось всего 70 крестьян. В авторском описании просматривается скромность домишка:
- деревянный и серый дом;
- красная крыша;
- некошеный луг, вместо цветников;
- ветхое крыльцо.
Внутренняя отделка также небогатая, в доме имеется несколько комнат, в том числе и кабинет Андрея Петровича. При этом автор попытался передать значимость родового поместья для Владимира Дубровского. Он вырос в этом месте, здесь находится память о счастливой семейной жизни, о покойной матери, портрет, которой весел в кабинете отца. Ему не хочется отдавать это чужим людям, не хочется, чтобы они растащили его поместье.
Помимо этого, в романе встречается описание зала, где стоял стол. Указывается, что приказные спали на полу в этой комнате.
Конфликт помещиков
Троекуров уважительно относился к Андрею Дубровскому, их отношения можно назвать приятельскими. Ссора между соседями произошла из-за усадеб. Дубровский завидовал своему соседу, у которого было богатое поместье. Кроме этого, ему не нравилось поведение Троекурова — надменность, чванство и высокомерие.
Источником конфликта также можно назвать и разные черты характера:
- Дубровский — гордый, но не имеет хорошего достатка и положения в обществе.
- Троекуров — властолюбивый, имеющий влияние в разных кругах.
Ссора перерастает во вражду, и Кирилл Петрович решает отобрать имение у своего соседа, который является законным владельцем. Этот момент характеризует социальную пропасть и несправедливую систему отношений в обществе на тот момент.
Поместье переходит во владение Троекурова со всеми его обитателями. Конечно, многие, вместе с Владимиром, становятся разбойниками, которые грабят богатых. В этом эпизоде автор пытается показать, как может поменяться судьба человека, оставшегося без своего дома. Пушкин приравнивает потерю усадьбы к потере имени.
Владимир Дубровский в любой роли предстаёт человек чести и мужества. Но без собственного дома, он теряет свой облик, не справляется с ролью, которая выпала для него. В конце автор подводит героя к гибели.
Итак, усадьба является прекрасным явлением истории и культуры. Она показывает вкус своего хозяина, а также его достаток. Пушкин отразил это в произведении, описав три имения, а также показал, что может произойти с человеком, который остаётся без дома. В произведении затрагивает тема социального неравенства, ситуация, когда человек с достатком может отнять у другого всё.