Мёртвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя: образ помещиков и крестьян

Мёртвые и живые души в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

В основе сюжета бессмертного гоголевского произведения лежит поездка господина Чичикова по уездам и губерниям в поисках ревизских душ, которые числятся в списках живых, таковыми на самом деле не являясь. Мёртвые и живые души в поэме Гоголя — это способ показать людям, насколько ценны их жизни, заставить их задуматься над собственным существованием.

Понятие о ревизской душе

С самого начала повествования автор заинтриговывает читателя столь необычным названием. По определению душа никак не может быть мёртвой. Столкновение в одном словосочетании противоположных по смыслу понятий было сделано намеренно. Гоголь показывает абсурдность описываемых событий, которые происходили в то время как в некоторой степени происходят и сейчас.

Пушкин разговаривает с Гоголем

Принято считать, что поэма — полностью творение Гоголя. Мало известен тот факт, что Пушкин сам кратко рассказал Гоголю историю о том, как в Бессарабии имена умерших людей отдавались беглым крестьянам из российских губерний.

Чичиков — яркий представитель чиновника и бюрократа, готового на мошенничество с бумагами ради собственной выгоды. На что только он ни готов, чтобы купить списки мёртвых мужиков по дешёвке и выдать их за живых. Ведь именно они сделают его богатым помещиком, что позволит ему занять более выгодное социальное положение. Самое интересное, что нашлись люди, готовые продать своих умерших мужиков, да подороже.

Существуют тематические сайты с достаточными объёмами информации, которые дают возможность изучить понятие ревизских душ более подробно.

«Мёртвые» помещики

Гоголь в название своей поэмы вложил ещё более глубокий смысл. Он показывает не только то, как низко готов пасть человек в погоне за наживой, но и то, что можно умирать оставаясь живым. Он раскрывает образ жизни большей части помещиков того времени:

  • Собакевич — не знает, что такое недуг и страдания;
  • Ноздрёв — врун, картёжник и пьяница, не знающий меры. Может перепить всех мужиков, при этом оставаясь здоровее трезвых. «Кровь с молоком» — пишет про него Гоголь. И он же «исторический человек», так как всегда попадает в непонятные ситуации.
  • Манилов — просто мечтающий бездельник, любующийся природой;
  • Коробочка — торгашка, готовая продать всё что угодно для собственного обогащения. В одноимённой статье Сергей Ежов дал точное описание людей такой породы — «души мёртвые, деньги живые»;
  • Плюшкин — тряпичник, заваливший свой дом хламом и рухлядью, почему-то решивший превратить своё поместье в свалку.

Помещики в романе Гоголя

Чисто внешне они вполне здоровы, бодры и веселы. Однако, что представляет собой человек такого типа — пустую оболочку, без содержания. Каждый из помещиков удовлетворяет естественные потребности, но нет никакого развития, стремления к созиданию, помощи окружающим. Так и получается, что плоть ещё жива, а внутри человек мёртвый. С каждой главой читатель наблюдает «омертвление» духовного в помещиках. Это выражается деталями — мелочностью, закладкой в книжке всегда в одном и том же месте.

Критики пытались поспорить с автором, как можно назвать душу мёртвой, если человек испытывает страсти, присущие живым. Однако алчность, грубость и хитрость только подчёркивают бездуховность, мертвенность души. Недаром Гоголь расположил помещиков в таком порядке: от Манилова как олицетворения начальной стадии деградации до Плюшкина — полностью падшего человека.

«Живой» русский народ

Чичикову расхваливают мертвых крестьян

В противоположность помещикам Гоголь ставит простой русский народ. Именно он — живая душа России. Даже умерев, мужик для помещика остаётся живым, о нём грустят, жалеют о потере. Однако их жалость объясняется лишь алчностью, ведь живой мужик приносил пользу и деньгу. Но даже мертвеца готовы продать да подороже, как живого. В списке Чичикова каждая «мёртвая» душа характеризуется своим ремеслом или умением, в точности как самый настоящий крепостной мужик.

Несмотря на то что поэма «Мёртвые души» задумывалась как трёхтомник, Гоголю удалось в одном томе обозначить основные проблемы страны того периода:

  • крепостное право с бесчеловечным отношением к ревизским душам, как живым, так и мёртвым;
  • паразитское существование помещиков, омертвение их как класса.

Подразумевалось, что во втором томе начнётся духовное перерождение Чичикова. Однако после смерти писателя были найдены лишь рабочие версии и черновики.

По поводу третьего тома до сих пор ведутся споры, возможно, Гоголь собирался писать о жизни Чичикова в Сибири и о том, как в лучшую сторону изменились помещики в мыслях и поступках. Но и в одном томе, поэма до сих пор заставляет задуматься о смысле и ценности человеческой жизни в современном мире.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector