Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» предлагается к изучению в 7 классе. Главный герой произведения — маленький человек, коллежский регистратор 14 класса, разлучённый на старости лет с любимой дочерью, спившийся и умерший в одиночестве. В ходе работы школьникам предстоит поразмыслить в сочинении о трагедии Самсона Вырина, разобраться в обстоятельствах его несчастной судьбы и найти виновников.
Гусар Минский
Ротмистр Минский — молодой и блестящий офицер, который волей судьбы возвращался домой через почтовую станцию смотрителя. Он остановился, чтобы поменять лошадей и был очарован юной дочерью смотрителя Дуней. Чтобы провести с девушкой больше времени и очаровать её, гусар притворился больным и отлёживался на станции несколько дней.
Безусловно, для человека чести это довольно легкомысленный и даже низкий поступок: соблазнить и увезти девушку, обманув её доверчивого отца. Однако при этом Минский не действовал против воли Дуни, не имел злого умысла поразвлечься с девушкой, а затем оставить её.
В то же время Минский не пожелал объясняться со смотрителем или считаться с его чувствами. Но существует ряд обстоятельств, которые частично оправдывают персонажа:
- Гусар принял смотрителя у себя и попросил прощения за обман.
- Попытался объяснить невозможность для Дуни и её отца вернуться к старому образу жизни.
- Дал бедному смотрителю денег, чтобы как-то компенсировать его горе после расставания с Дуней.
- Женился на Дуне, сделав её барыней.
Дочь Дуня
Следующим, кто виноват в страданиях Самсона Вырина, является его любимая дочь Дуня. В неё смотритель вложил всю заботу и нежность, на которую был способен после смерти жены. Дуня прекрасно понимала, что без неё жизнь отца начнёт угасать, но всё равно решилась уехать с Минским.
Читатели могут догадаться, почему Дуня приняла такое решение. Вряд ли в доме на станции её могло ждать какое-то светлое будущее. Девушка была бедна и незнатна, интерес со стороны Минского оказался для неё ключом к лучшей жизни. Судьба её могла быть куда более безрадостной, откажись она тогда от любви и останься верна долгу пред отцом.
До самой смерти отец в глубине души ждал возвращения дочери, но Дуня не решилась даже на одно краткое свидание с ним из-за чувства стыда и вина, а также потому, что теперь она была далека от прежней жизни.
Но у Дуни, как и у гусара, существуют «смягчающие обстоятельства», которые делают её вину не такой тяжкой:
- Всегда была послушной и хорошей дочерью, исполняющей родительскую волю.
- В конце концов, приехала навестить своего отца.
- Горько плакала на его могиле, прося у него прощения за то, что оставила.
Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, узнав о смерти смотрителя, пожалел потраченных зря денег, но когда ему рассказали о приезде на могилу Дуни, он подумал, что совершил поездку не напрасно и почувствовал душевное успокоение.
Общественный уклад
Герой Пушкина не случайно носит имя ветхозаветного героя Самсона. С одной стороны, Пушкин использует приём контраста, ведь персонаж «Станционного смотрителя» является полной противоположностью легендарному силачу: он немолод, слаб и лишён какой-либо защиты.
С другой стороны, подобно Самсону, герой обманут и раздавлен жестокостью общественного устройства. Казалось бы, среди представителей высоких чинов никто не виноват в смерти Вырина, ему не чинили препятствий и не оскорбляли. Но герой одинок, его трагическая гибель не привлекла ничьего интереса, не вызвала сочувствия у общества (кроме «случайного» повествователя).
В повести на передний план выдвигается тема «маленького человека», права которого никто не защищает. Герой не может никуда пожаловаться, ни от кого добиться справедливости. Всё свою жизнь он подвергался унижениям и побоям от вышестоящих лиц, выслушивал разгневанных путешественников, проявляя бесконечное смирение и терпение.
Единственной отрадой в его мрачной жизни была Дуня, которая могла укротить гнев любого приезжего. Она была помощницей и опорой отца. И когда Самсон Вырин осознал, что главную радость в его жизни забрали навсегда, и он никак не сможет возвратить её, что-то надломилось в душе смотрителя. Остаток жизни он провёл в бесконечных сожалениях, беспрестанно ругая то подлого гусара, то непутёвую дочь, то жестокость и равнодушие всего мира.
Получается, что людское безразличие делают подобные частные истории возможными и более трагичными, чем они могли бы быть. Возможно, если бы смотрителю больше сочувствовали, он бы не спился и не умер в нищете.
Самсон Вырин
Но прежде чем однозначно утверждать в сочинении, кто виноват в трагедии Самсона Вырина, необходимо вспомнить содержание произведения и проанализировать, в чём заключается роль самого смотрителя в произошедших событиях. Могло ли всё закончиться иначе?
Во время побега, когда Минский предложил смотрителю подвести его дочь до церкви, та «стояла в недоумении» и не знала, как ей поступить. Самсон Вырин сам уговорил дочь сесть в кибитку к гусару, подтолкнув её невольно к судьбоносному решению.
Во время поисков смотритель узнаёт, что Дуня уехала с Минским по своей воле, хотя она и плакала всю поездку, жалея старого покинутого отца. Однако сознание смотрителя игнорирует этот факт. Он видит в произошедших событиях только беду и несчастье, и желает одного — «привести заблудшую овечку домой».
Самсон Вырин сокрушается и обвиняет дочь в неблагодарности: «Уж ей ли было не житьё?». Но подобные рассуждения выдают, что в первую очередь он думает о себе, его переполняет страх за собственное будущее без дочери. В глубине души он надеялся, что она всегда будет жить рядом с ним. Он не предполагал, что у Дуни могут быть желания, которые отличаются от его собственных.
Сюжетообразующей деталью в произведении являются серия картинок, висящая в доме смотрителя, на которых запечатлена история возвращения блудного сына. Наивный смотритель пытался поместить собственную жизнь в канву знакомого сюжета, от дочери он ждал поведения, которое согласуется с жизненным сценарием, который он сам создал в своей голове: на дочку нашла кратковременная блажь, которая пройдёт. Он так и не смог принять мысль, что Дуня избрала другой путь.
Исход с будущей женитьбой гусара на его дочери казался Вырину невозможным, потому что герой не столько «унижен и оскорблён» в реальности, сколько видит себя таким. Персонаж находится в духовном рабстве у собственного низкого положения. Все лица, обладающие более высокими чинами, кажутся ему равнодушными и чёрствыми
Таким образом, нельзя четко сказать, кто же виноват в трагической судьбе Самсона Вырина. Вину за трагический исход жизни смотрителя можно возложить на всех героев и на сложные жизненные обстоятельства. Но прежде всего виновником несчастья является сам станционный смотритель, который не смог преодолеть ограниченность и косность своего мировидения, отказался принимать реальность, укрывшись в уютном, но несуществующем мирке.