Во всех произведениях Бунина особое место отводится философской лирике. Она создает отдельный настрой, несет интересные идеи и погружает читателя в совершенно новый мир. На уроках литературы и при углубленном изучении на внеклассном чтении можно использовать краткий анализ стихотворения Бунина «Ночь».
История написания
Стих написан Иваном Алексеевичем в 1952 году и звучит как исповедь. И хотя Вторая мировая война давно была окончена и Бунину не раз предлагали вернуться на родину, он не согласился, так как не мог смириться с властью Советов. Однако его тоска по отечеству, невозвратному и покинутому, была отчаянной и неизбывной.
Из России, охваченной революционным пожаром, пришлось бежать многим литераторам и представителям дворянского класса. Вынужденная эмиграция не подавила любовь к родным просторам. Свою тоску поэт воплощал в романтических произведениях. Десятилетия, проведенные в эмиграции, принесли ему признание в литературных кругах Франции.
За свою деятельность Бунину присудили престижную Нобелевскую премию. Однако литератор не был подвержен модернистским тенденциям, произведение написано в духе русской классики.
Тематика и композиционные моменты
Иван Сергеевич неоднократно обращался к вопросу «вечной красоты», она постоянно волновала его. Ни на минуту не останавливающийся жизненный круговорот стал главной темой произведения. Делая анализ стихотворения «Ночь», стоит отметить то, что автор пытался показать: между событиями и временами всегда существует прочная связь.
Для лирического героя произведения, человека с глубокими чувствами, принадлежность к макрокосмосу составляет часть его сущности. Наблюдая за движением и мерцанием звезд поздней ночью и на заре, он остро ощущает свою связь со Вселенной и прошлым. Он понимает, что точно так люди, жившие тысячи лет назад, смотрели ввысь и любовались млечной картиной. Меняются времена, но это будет повторяться бесконечно, пока жив человек, круговорот вечен.
Для всей поэзии Бунина характерны философские размышления о смерти и вечности бытия. Он многократно обращается к вопросу, остается ли после кончины человека что-либо по прошествии тысячелетий. Литератор уделяет внимание:
- Вавилону.
- Египту.
- Восточным цивилизациям, проживавшим на побережье Понт-Эвксинского моря.
Лирический герой стихотворения «Ночь», помимо поисков смысла бытия, имеет и проникнутые эмоциями переживания. Он говорит, что каждый отдельный человек существует, чтобы любить. Только это объединяет людей, живущих сейчас, с теми, кто уже не может вновь узнать большое чувство.
Автор вспоминает любимую девушку и подчеркивает, что именно нежное отношение к ней помогает проследить связь времен.
Для воплощения основной идеи бесконечности истории и жизни Бунин применил кольцевую форму композиции. В финале стихотворения в окна дома задувает ледяной ветер, но в нем давно уж нет друзей и близких ему людей. Используются лексические повторы. Эпитетов в произведении немного, но все они имеют насыщенную эмоциональную и торжественную окраску.
Жанровые приемы
Стихотворение носит философский характер. Все свои главные мысли и идеи автор выложил в произведении, рассуждая о месте человека в макрокосмосе и смысле жизни.
Жанр произведения — философская лирика, элегия, размышления о прошедшей жизни. Размер используется без разделения на строфы, присутствует перекрестная рифма. Интонация повествования — угасающая, медленная (как вечер, переходящий в ночь). Главный лирический герой — поэт.
Для стихотворения Иван Бунин выбрал размер, используемый нечасто, — александрийский стих или шестистопный ямб. Он придает произведению особую торжественность и возвышенность. Тщательно подобранная лексика только усиливает данный эффект. Особый синтаксический прием автора, заключающийся в несовпадении окончания строки и начала нового предложения, отмечает его открытость миру и одновременную замкнутость.
Выразительные средства
Средства выразительности дают возможность читателю воссоздать картину, понять и прочувствовать все, о чем говорит создатель произведения. Для поддержания философской идеи Бунин использует множество тропов:
- Эпитеты — «стеклянный столп», «бледная стать», «древний путь», «печальная и обманчивая мечта», «звездный час», «царственные имена», «тайный смысл».
- Метафоры — «зеркало воды», «мильярды глаз следили», «звездный час над сумраком земли», «темная даль».
- Сравнения — «как сон», «как письмена», «седой холодной ночью».
Делая анализ стиха по плану, стоит описать художественные средства выразительности для лучшего понимания смысла, вложенного поэтом при написании. Автор придерживался традиций и приемов классической литературной системы, что ясно видно при чтении произведения.
Остается только сожалеть, что и в современной России лирика Ивана Бунина недооценена. В школьной и вузовской программах ей не уделяется должного внимания. Хотя бунинские произведения могут занять место рядом с лучшими образцами русской классики по глубине, точности передачи чувств и мыслей, философской наполненности.