Свои философские размышления о жизни, ее сути и скоротечности представил Сергей Есенин в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу». Анализ произведения поможет читателю лучше понять посыл автора. Последний считал, что каждый человек должен задумываться о смерти, чтобы ценить каждый прожитый день. Подобные рассуждения прослеживаются во всем творчестве поэта.
История написания
Произведение «Не жалею, не зову, не плачу» Есенин написал в 26 лет. Это случилось в далеком 1921 году. На первый взгляд кажется, что автору в таком возрасте рано горевать об ушедшей молодости и задумываться о смерти. Однако начало XX столетия ознаменовалось приходом войны.
Сергей Александрович не участвовал в боевых действиях, но входил в полевой Царскосельский санитарный поезд. Именно там молодой человек увидел тонкую грань между жизнью и смертью. На момент создания стихотворения Есенин издал ряд сборников. Кроме того, в том же году он познакомился с девушкой, на которой вскоре женился. Перечисленные аспекты объясняют, почему автор считал себя взрослым человеком.
Нередко историю создания стихотворения связывают с гоголевскими «Мертвыми душами». Дело в том, что в лирическом отступлении произведения Николая Васильевича есть строки, суть которых отразилась в работе Сергея Александровича: «…что пробудило бы раньше живое движение, то скользит мимо. О моя юность!».
Стихотворение вышло на суд читателей в 1922 году. Его опубликовали на страницах издания «Красная нива».
Тематика произведения
Раздумья над жизнью человека не являются редкостью в мировой литературе. В своем произведении автор раскрыл тему скоротечности человеческого бытия, в котором связаны воспоминания о годах юности. В центре стихотворения лирический герой, повествование ведется от первого лица.
С первых строк становится понятно, что Есенин не жалеет о безвозвратно ушедшей юности. Зрелость он называет «порой увяданья», однако позиционирует это время как золото. Скорее всего, герой понимает, что прожитые годы подарили неоценимый опыт. Ему уже нет дела до юношеских забав, нет желания «шляться босиком». Кажется, что даже сердце стало биться иначе.
Вместе с молодостью ушел и «дух бродяжий». Именно поэтому изречения взрослого мужчины обдуманные, глаза уже не наполняются буйством.
Герой обращает внимание, что теперь у него стало меньше желаний. В определенный момент он задумывается, не приснилось ли ему та самая молодость. В процессе этих рассуждений рождается оригинальный образ юности, которой автор дает название «розовый конь». Этот цвет символизирует беззаботность, а животное — быстротечность лет.
В завершение Сергей Александрович обобщает вышесказанное, но использует уже множественное число. Известную истину, которая гласит, что «все в этом мире тленно» повторяет лирическое местоимение «мы». Проживая каждый день своей жизни, человек постепенно близится к концу. От этого никуда не уйти, поэтому автор «благословляет как жизнь, так и смерть».
Размер, композиция и жанр
«Не жалею, не зову, не плачу» — произведением, которое написано в жанре элегии. Это обусловлено тем, что Есенин раздумывает над философскими проблемами человеческого бытия. Вопреки утверждениям лирического героя, что он не переживает по поводу прожитых лет, в монологе присутствует грустное настроение.
В произведение представлена перекрестная рифмовка АВАВ, присутствуют не только мужские, но и женские рифмы. Размер стихотворения — пятистопный хорей, который считается наиболее удачным.
Аналогичным образом написаны различные народные песни, близкие людям, душевное настроение которых может воспринимать жизненную, душевную и природную красоту.
Произведение можно разделить по смыслу на 2 части: сначала лирический герой вспоминает о юности, затем озадачивается вечным вопросом касательно жизни и смерти. Формально стих Есенина включает в себя 5 катренов, причем по смыслу каждый предыдущий плавно переходит в следующий. Последнее четверостишие — некий вывод, позволяющий поэту сделать более выразительной философскую часть.
Основная идея
Суть произведения Сергея Есенина заключается в скоротечности жизни человека. Лирический герой автора примиряется с природой, получает покой. Подобные аллегории свойственны русской литературе. Формула антитезы текущего момента, прошедшего и будущего является основой стихотворения.
Тематика постепенно раскрывается и достигает кульминации. Для творчества поэта характерны следующие мотивы и темы:
- странник и дорога;
- прощанье с молодостью;
- жизнь и смерть.
Сначала Сергей Александрович обращается к самому себе и прожитой жизни, в конце произведения — к человечеству. Довольно драматически демонстрируется образ розового коня. Подобный прием в литературоведении позиционируется как Пегас, который олицетворяет вдохновение.
В своем стихотворении Есенин подводит своеобразную черту под пройденной жизнью, анализирует результаты и несбывшиеся мечты. Без преувеличения можно сказать, что это произведение — лучшая работа поэта.
Выразительные средства
Этот стих Есенина, как и другие его работы, пронизан лучшими выразительными средствами. Некоторые из них:
- антитеза;
- эпитеты и т. д.
Эти приемы позволяют расставить в этом стихотворении необходимые акценты, передать настроение поэта, его взгляд на указанную тематику. Эпитет «розовый» отображает ноты радости, которые характерны для юности — это своеобразный образ всего доброго и светлого. Однако молодость быстро проходит, на ее место становится разочарование.
В этом замечательном стихотворении автор применяет такое художественное средство, как антитеза. Например, в произведении «белых яблонь дым» противопоставляется «осеннему увяданию». В результате старость сопоставляется с молодостью, а мечты юности — разочарованию зрелости. Кроме того, в стихотворении можно встретить и другие средства выражения:
- сравнение;
- риторический вопрос;
- аллитерация;
- инверсия.
Сергей Александрович умело использовал средства выражения в произведении «Не жалею, не зову, не плачу». Вся красота и мелодичность душевного состояния героя были полностью переданы читателю. Это замечательное стихотворение великого русского поэта спустя время было положено на музыку. Для большинства композиция стала любимой.