Краткий анализ стихотворения Константина Бальмонта «Фантазия»

Стихотворения Константина Бальмонта Анализ стихотворений

Константин Дмитриевич Бальмонт, человек непростого характера и сложной судьбы, поставил на первый план искреннее описание собственных впечатлений и переживаний, словно приоткрывая читателям внутренний мир своей личности. Анализ стихотворения Бальмонта «Фантазия» подтверждает справедливость оценки этого поэта как самого яркого представителя течения импрессионизма в русской литературе.

Ранняя лирика Бальмонта

Один из замечательных русских поэтов Серебряного века Константин Бальмонт (1867—1942) не сразу пришёл к увлечению творчеством. В юном возрасте его занимали вопросы общественного устройства, ещё будучи гимназистом, он принимал участие в работе кружка народовольцев. В 1886 году молодой человек поступил на юридический факультет Московского университета, но бунтарский характер проявился и здесь, и через год студент был отчислен за выступления против руководства учебного заведения.

Позже Бальмонту разрешили вернуться на факультет, но учиться на юриста он так и не смог, его увлечения повернулись в сторону литературного творчества. Кроме того, в 1889 году Константин женился на дочери купца Гарелина, рассорился со своими родителями и оказался в очень стеснённом финансовом положении.

 Бальмонт выбросился из окна третьего этажа

Первый небольшой сборник стихов 1890 г. оказался неудачным дебютом, и начинающий поэт принял решение уничтожить тираж. Семейная жизнь тоже не заладилась, а начавшаяся депрессия привела к попытке самоубийства, Бальмонт выбросился из окна третьего этажа. Восстановление после полученных травм заняло около года, после болезни жизнь стала постепенно налаживаться.

Небольшой доход приносила работа над переводами, это позволило совершить поездку в Петербург, познакомиться с редакцией журнала символистов «Северный вестник», опубликовать в этом издании несколько новых стихотворений. Одним из них стала «Фантазия» (дата написания 1893 г.), размещённая в октябрьском выпуске журнала.

Позже стихотворение оказалось частью сборника «Под северным небом» (Санкт-Петербург, 1894), который считается настоящим успешным дебютом Константина Бальмонта, символиста-романтика, одного из лучших импрессионистов русской поэзии.

Развитие образов в композиции

Для ранних стихов мастера характерно настроение грусти и неустроенности, сознательного устремления к мистическим переживаниям, не случайно эпиграфом к первому сборнику он выбрал сточку поэта начала XIX века Николауса Ленау: «Божественное в жизни всегда являлось мне в сопровождении печали». Поиск гармонии внутреннего мира, успокоение мятежных порывов страждущего духа — вот что является темой прекрасной «Фантазии».

Зимняя лунная ночь в лесу

Название стиха, написанного в жанре философской лирики, словно предполагает сравнение с музыкальным произведением, и действительно, ряд особенностей текста придают ему сходство с пьесой. Поэт берёт два мотива: зимнюю лунную ночь в лесу и беспорядочный, парадоксальный полёт человеческого духа — и начинает импровизировать с ними, создавая в воображении читателя волшебную, очень мелодичную, завораживающую картину.

Первая часть, спокойная и распевная, рисует мягкие очертания деревьев, мерцающей в серебристом свете луны метели, лёгкого шелеста ветра в ветвях спящего леса. Тайные грёзы и воспоминания упомянуты лишь намёком, но уже со второй части именно эта звенящая тема выходит на первый план, волнение нарастает, мелодия звучит всё ярче, ускоряется и усиливается, не оставляя и следа от изначальной тишины. И вдруг, достигнув кульминации, обрывается, словно отступая перед уверенной мощью зимнего сна природы — последние четыре строки возвращаются к плавному, умиротворяющему ритму. Мелодичность поэзии Бальмонта отмечали многие критики.

Мне казалось, что вся певучесть русского языка заключена в этих стихах.

К. Паустовский

Обращение к таинственным, нечётким, многозначным образам характерно для поэзии символистов, которые ставили целью передать мимолётные впечатления, а не реалистичную картину, описать внутренний мир, а не пейзаж за окном. Разбор по пунктам стихотворения «Фантазия» показывает, что молодой поэт К. Бальмонт пользуется самыми распространёнными символами, наделёнными всем понятным смыслом, например:

  • луна, лунный свет — на языке мистической поэзии обозначает активное присутствие потусторонних сил, другого мира, иного измерения, более значимого, чем земное;
  • лес (неслучайно дважды назван «вещим») — это символ дикой природы, тёмной силы подсознания, которая издревле сильнее слабого человеческого разума и знает то, «что людям не приснится, никому и никогда»;
  • ночь символизирует сложный период в жизни личности, время страданий, сомнений и тревоги, «духи ночи» — это мрачные мысли, тяжёлые воспоминания, не отпускающие лирического героя, который жаждет обрести покой и веру;
  • зима — это образ завершения жизни, а ветер и метель играют роль вестников приближающейся смерти, несущей «чары ясных, светлых снов» избавления от душевных мук.

Образ зимнего леса

Такое глубокое, тонкое восприятие природных явлений никого не может оставить равнодушным, Бальмонт задевает самые чувствительные струны любой человеческой души. Действительно, размышления об основах мироздания вызывают порой печаль, о чём и предупреждал эпиграф к сборнику его поэзии.

Выразительность поэтического языка

Поэт Бальмонт

Кроме оригинальной композиции и насыщенного образного ряда, к достоинствам «Фантазии» относится, безусловно, виртуозное владение авторам средствами художественной выразительности, которые облекают идею в прекрасную стихотворную форму, доставляющую эстетическое наслаждение. Бальмонт выбрал для этого редкий размер — восьмистопный хорей (двусложный, с ударением на первый слог), а также необычный способ рифмовки. Стих отличается тем, что рифмы находятся не только на концах строчек, но и в середине каждой из них, повторяясь особым образом: А-А-А-С-В-В-В-С.

довольно объёмный и сложный текст стихотворения изобилует литературными приёмами, учащиеся 11 класса уже знакомы с большинством из них. Подробное описание всех нюансов поэтического языка Бальмонта потребовало бы отдельной большой статьи, поэтому можно кратко перечислить основные моменты, например, следующие:

  • подборка красивых эпитетов — «тихий стон», «стройные ветви», «отрадный гимн» и так далее;
  • многочисленные аллитерации — повторяются, создавая иллюзию шелеста ветра, шипящие согласные Ш-Щ-Ж-Ч, и повторяются как бы свистящие С-З, добавляющие звенящего напряжения;
  • олицетворения — ветер и деревья описаны, как человеческие существа, «слыша… стон метели, шепчут сосны»;
  • множество сравнений — «точно светлый дождь струится», «как живые изваянья», «точно им чего-то жаль»;
  • риторические вопросы — очень важный акцент стиха, демонстрирующий, что герой не вполне способен разобраться в себе — «что тревожит?»;
  • ряды однородных членов предложения и лексических повторов — «чьи-то вздохи, чьё-то пенье, чьё-то… моленье, и тоска, и упоенье».

Отрывок стиха «Фантазия»

Богатство и уместное использование всех этих художественных приёмов вызывают ощущение тщательной продуманности и проработанности поэтического текста, однако известно, что Бальмонт относился к созданию стиха крайне трепетно, ценил миг вдохновения и не редактировал написанного, словно опасаясь утратить неосознанное волшебство.

Поэтому в истории литературы столь высоко стоит творчество Константина Бальмонта, которое, наряду с наследием Валерия Брюсова, представляет московское направление русского течения символизма. Оно немного отличается от петербургской школы большим разнообразием эмоций, стремлением к освобождению личности, к постижению и описанию не только мрачных, но и радостных сторон бытия.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector