Одним из признанных мастеров пейзажной лирики считают Тютчева. Анализ стихотворения «Осенний вечер» позволяет лучше понять особенности работы. Поэт не только описывал осенний лес, но и рассказывал о единстве природы и человека. Федор Иванович сравнил увядание деревьев со старостью, которая приносит умиротворение и мудрость.
История создания
Стихотворение было написано в 1830 году. В это время Тютчев был в Мюнхене. Там он находился на государственной службе и представлял интересы России. Такие поездки позволили ему познакомиться с лучшими умами Европы. Тютчев регулярно посещал лекции разных ученых.
Но в тоже время Федор Иванович тосковал по родине. Проблема еще была в том, что поэт не мог с кем-то поговорить на русском языке. Поэтому он писал стихотворения. Дождливый осенний вечер навел на поэта тоскливое настроение. После него появилась новая работа.
Стих Тютчева сочетал в себе описание природы и философские размышления. Несмотря на название, текст показывал прелести старения. С возрастом к человеку приходит размеренность, спокойствие и мудрость. Он начинает ценить каждый момент жизни.
Тютчев представлял осень как пору зрелости человека. В таком состоянии он еще не разочаровался в жизни, но уже прошел немало испытаний. Это прекрасный этап жизни.
Краткое содержание
Лирический герой наблюдает за осенним вечером. Он находит его особенно умильным и прекрасным. Деревья зловеще блестят и покрываются пестрыми листьями. Багряная листва призывно шелестит и очаровывает. Вокруг собирается туман, виднеется лазурь неба, и все это словно возвышается над пустой землей.
Природа увядает осенью. Ветра становятся холодными и сильными. Они способны ломать деревья и срывать листву. Но изменения в природе неизбежно напоминают о том, что жизнь человека тоже подходит к естественному концу. Со старостью приходит зрелость и мудрость.
В природе все циклично, как и в жизни человека. Светлые осенние дни сменятся ненастными, которые принесут похолодание.
Унылое настроение не будет длиться вечно, и обязательно придут радостные чувства. Всегда нужно помнить о том, что все в природе переменчиво.
Анализ текста
Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики, и центральное место в нем занимают описания красоты природы. Философские размышления скрыты и неочевидны. Если сделать анализ «Осеннего вечера» Тютчева, то можно заметить еще одну важную деталь — текст представляет собой одно сложносочиненное предложение. Это позволяет передать ощущение того, как стихотворение читается на одном дыхании.
В композиции работы можно выделить несколько частей:
- Описание пейзажа.
- Рассказ об увядании природы.
- Размышления о зрелости человека.
Лирический герой просто наблюдал за пейзажем, и неожиданно к нему пришло осмысление. Он понял, что старость может иметь и определенные преимущества: опыт, терпеливость, уравновешенность.
При написании стихотворения поэт использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — Тютчев описывает вечер умильным и таинственным, ветер — порывистым, а листья — ;
- метафоры — автор рассказывает о пестрых деревьях и таинственной прелести;
- инверсия — в некоторых словосочетаниях изменен порядок слов «багряных листьев» и «холодный ветер порою»;
- олицетворение — поэт описывает увядание природы как старость человека, а землю — грустной и сиротеющей.
Главная идея стихотворения достаточно простая. Время быстротечно, и времена года постоянно сменяют друг друга. Но люди не всегда замечают это и живут по привычке. А нужно радоваться каждому дню и моменту, восхищаться окружающим миром и видеть особую красоту природы.
Поздняя осень воспринимается Тютчевым двойственно. С одной стороны, он выделяет яркие листья и их чудесный шелест, а с другой — чувствует приход зимних холодов. Это наводит поэта на мысль, что все в мире циклично. Поэтому не стоит расстраиваться и переживать, в каждом возрасте есть своя прелесть.
Своим стихотворением Тютчев хотел показать важную мысль — не стоит поддаваться унынию и расстройству. Плохие периоды не будут длиться вечно. Поэтому не нужно долго тосковать. Рано или поздно наступит весна, а с ней — возрождение природы и радостных чувств.