Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков»

Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков» Анализ стихотворений

Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» будет полезен школьникам при разборе этой работы Мандельштама в 11 классе. Произведение поэта имеет автобиографичный характер, в нем выражаются его переживания и размышления. Стих был написан в самый продуктивный период в творчестве Осипа Эмильевича, в годы его проживания в Москве.

История создания

Анализ «За гремучую доблесть» Мандельштама следует начинать с истории написания произведения. Осип Эмильевич жил в трудный, переломный для России час. Поколению поэта пришлось увидеть Первую мировую, когда снаряды изрывали родную землю, а также распад Российской империи и становление советского государства. С подобного рода переменами он, как и другие писатели не мог мириться, тогда они все хор пытались донести о необратимости того, что происходит со страной. Но советская власть пресекала любое инакомыслие.

Осипу Эмильевичу выступал за создание нового государства, однако он ожидал перерождение общества, прогресс. Однако этому, по его мнению, так и не суждено было свершиться и отношения с правительством складывались весьма противоречивые. Репрессии и вездесущая цензура сковывали творческих людей и не давали возможности заниматься привычной деятельностью.

Отношение Сталина к Мандельштаму

Осип был знаком лично со многими революционерами и политическими деятелями — Бухариным, Дзержинским и другими.

Удивительно и отношение Сталина по отношению к нему — на деле Мандельштама вождь народа написал: «Изолировать, но сохранить». Такой комментарий от Иосифа Виссарионовича мог показаться кому-то чудом, но и это не спасло поэта от лишений и трудностей.

Во многих произведениях поэта ощущалось непринятие режима большевиков и неприязнь по отношению к ним. К примеру, в стихе «Мы живем, под собою не чуя страны» 1933 года написания, он прямо высмеивает правительство. За эту работу кровь в жилах чиновников вскипела и его отправили в ссылку.

Замысел написания анализируемого стихотворения появился в 1931 году. На его создание и внесение правок у поэта ушло несколько лет. Последняя редакция была датирована 1935 годом. За годы написания в жизни поэта произошло судьбоносных событий. Он переехал из Питера в Москву.

Годы в столицы отличались особой продуктивностью в творчестве Мандельштама, он писал много как никогда. Между первыми двумя вариациями стихотворения в 1933 году была написана известная эпиграмма на Сталина и других вождей, за которую поэта отправили в первую ссылку. Затем последовала попытка суицида, после которой Осипу Эмильевичу разрешили поменять место отбывания наказания с Чердыня на Воронеж. Произведения, написанные в тот период, вошли в воронежскую тетрадь.

Период ссылки был переломным в творчестве Мандельштама. Он не раз говорил Анне Ахматовой, что в это нелегкое время лирика просто обязана быть гражданской. Ведь поэт не может стоять в стороне, когда в стране происходят перемены.

В противостоянии советскому правительству Осип Эмильевич в конце концов проиграл. В 1938 году поэта за его творческую деятельность снова арестовали и сослали на Дальний Восток. Суд вынес нестрогий как на то время приговор. Мандельштаму дали пять лет ссылки за противодействие революции. Однако 27 декабря того же года поэт скончался в пересыльном лагере Владперпункт. Причиной смерти стал тиф. Как и других погибших узников Осипа Эмильевича похоронили только по наступлению весны. Его погребли в братской могиле, местоположение которой неизвестно до сих пор.

Тема и идея

Становление Советской власти

Основная тема — место благородного человека в эпоху века-волкодава. Тема произведения переплетается с историей его создания. Мандельштаму была не по душе политика и строй государства, в котором он жил. Члены правительства пытались задушить любую свободу слова, вводили репрессии для всех, кто шел против их порядков. Поэт не мог терпеть подобного, он тяжело переживал эти времена. И его душевное состояние и переживания нашли отражение в творчестве.

В стихотворении он выражает мысль, что, возможно, когда-то наступит светлое будущее, в котором все будут счастливы и свободны.

Даже о ссылке в Сибирь в своем произведении Осип говорит, как о месте спасения от «волка-волкодава». Это показывало, что поэт не упал духом, он все-таки видел смысл в своих страданиях — все это было на благо будущих поколений. Ради светлого будущего он сумел отказаться от чаши на пире отцов, свободы, вкусной еды, вина и молока.

Мандельштам не просто так называет свою сложную эпоху «век-волкодав». Такое же наименование встречалось в более раннем стихотворении «Век», написанном в 1922 году. Лирический герой произведения сопротивляется окружающей действительности, не понимает и не принимает ее. Он не хочет видеть трусов, хлипкую грязцу и кровавые кости в колесе системы. Единственным возможным выходом он видит побег от существующей реальности. Поэт находит свое спасение в природе Сибири, от этого и возникает в произведении просьба: «Уведи меня в ночь, где течет Енисей».

Выступления Ленина

«Не волк я по крови своей» — еще одна важная мысль в стихотворении, на которой автор делает акцент, повторяя ее дважды. Это было принципиально для поэта. Ведь те времена, в которые Осип написал стих, были очень тяжелые для русских граждан. Партия требовала от людей полного повиновения и перед многими ставился выбор: жизнь или честь. Были те, кто становился волками, предателями, но оставались и люди, что до последнего отказывались подчиняться правительству. Автор относил себя к последним и считал делом принципа доказать это.

Другой важный мотив в произведении — это связь времен. По мнению Осипа Эмильевича, государственный переворот 1917 года разрушил связь России со своей историей, своим прошлым.

В стихотворении четко видно намерение героя принять страдания, ради тех, кто будет жить в будущем. Он не желал, чтобы замолкала слава прошлых героев и люди забывали свое прошлое.

Композиция стихотворения

Композиционно стихотворение делится на четыре катрена. Каждый из них гармонично продолжает мысль предыдущего:

Стих «За гремучую доблесть грядущих веков»

  1. В первом четверостишье автор рассказывает о своей жертве, которую он сделал во благо всеобщего лучшего будущего. Ему пришлось поступиться собственными желаниями и частью убеждений.
  2. Во втором четверостишье лирический герой беседует с волком-волкодавом. Этот образ присутствовал когда-то в стихотворении поэта в 1922 году, но теперь он совсем другой. Животное больше не растеряно, из всех его качеств у него осталась только жестокость. Герой смиряется со своей судьбой, но чтобы вырваться из кровавого колеса, он сбегает в далекие края.
  3. В третьем катрене происходит противопоставление кровавых злодеяний недостойных людей и природы.
  4. В четвертом четверостишье происходит обращение автора к веку, попытка найти с ним согласие. Лирический герой надеется, что волк-волкодав пожалеет его, ведь он не «волк по крови».

Во втором и четвертом четверостишье происходит рефрен. Именно в этих строках выражается основная мысль стиха — лирический герой не волк по крови, он был вынужден уйти от общества, потому-то в одно время он слишком слаб для борьбы, но и силен настолько, что сразиться может только с равным себе. Но таковых не оказалось поблизости.

По смыслу произведение можно поделить на две части. В первой раскрывается причина волнений Мандельштама в век волкодавов. Поэт потерял все, что было для него ценно, ранее. А во второй части он указывает на то, что не принадлежит тому времени, к которому относится и не готов мириться с новыми порядками. В этой части словно сообщается о противостоянии поэта веку волкодавов.

Жанр и размер

Стихотворение относится к поэзии акмеизма, но при этом в нем есть множество символов. Эта работа — образец гражданской лирики Мандельштама. Все образы в нем осмысливаются не философски, а с точки зрения одного маленького человека, который посмел помешать советскому строю, но не утратил своего достоинства.

По форме произведение делится на четыре катрена. Стихотворный размер анапест. Осип Эмильевич использовал точную мужскую рифму с перекрестным типом рифмовки.

Средства выразительности

В стихотворении Мандельштам задействовал множество художественных приемов. С их помощью произведение стало более выразительным и уникальным:

Читает стихотворение Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков»

  • метонимия — «Жаркой шубы сибирских степей»;
  • метафоры у Мандельштама — «мне на плечи кидается век-волкодав», «За гремучую доблесть грядущих веков», «сияли всю ночь голубые песцы»;
  • гипербола — «сосна до звезды достает».

При помощи гиперболы и других выражений поэт идеализировал Сибирь. Ведь она представлялась Мандельштаму желанным укрытием от волков, что его окружали.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector