Краткий анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое»

Анализ стихотворения невыразимое жанр Анализ стихотворений

Василий Жуковский был основоположником романтизма в русской литературе. Черты нового направления воплощались во многих его произведениях. Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского будет полезен ученикам 9 классов при подготовке к урокам литературы. В произведении поэт поднял тему невозможности выразить свои чувства и мысли при помощи уже известных людям методов.

История создания

Василий Андреевич написал стихотворение в 1819 году в Павловске. Это произведение стало первым после долгого застоя в творчестве. В то время в одном из своих писем Анне Зонтаг он жаловался, что писать становится все сложнее. Поэт мучался, потому что девушка, в которую он был без памяти влюблен, была замужем за другим мужчиной. Даму сердца Жуковского звали Мария Протасова.

Хоть Василий находился в подавленном состоянии, у него получилось написать одно из самых прекрасных стихотворений эпохи романтизма, которое в будущем послужило эталоном для других поэтов. Стих был создан по всем канонам романтизма, поэтому в нем нашли отражение философские размышления автора, а сама работа насквозь пропитана грустью.

Анализ стихотворения невыразимое

Василий Петровский, друг Жуковского, стал первым человеком, которому он прочитал свое произведение. Он был в восторге от услышанного и посоветовал товарищу как можно скорее отдать свое творение в печать.

Но поэт не стал слушать Петровского, поэтому лирическое произведение было впервые опубликовано спустя много лет после написания. Работа над стихом ознаменовала переломный период в жизни Жуковского, когда на смену боли пришли размышления о природе. Василий Андревич умел восхищаться всем, что появилось на этом свете без помощи человека. Он понимал, что красоту и первобытность природы невозможно описать с помощью слов.

В истории создания произведения интересно также то, что, будучи на пике популярности, Жуковский был наставником Александра II. Поэт был придворным просветителем. На этой должности он был обязан все время совершенствоваться и развивать свои ораторские навыки. Этот план подталкивал автора к поиску новых творческих направлений.

Исследователи творчества Василия Жуковского считают, что создание произведения напрямую связано с посланием поэта императрице. Оно называлось «Подробный отчет о луне». Василий, по собственному признанию, написал эту работу без вдохновения, словно по принуждению. Отсутствие музы он даже указал в краткой форме в одном из стихов.

Из-за недостатка вдохновения поэт предался философствованиям об особенностях творческого процесса. Его размышления в будущем и нашли свое отражение в «Невыразимом».

Тема и идея

Основная тема стихотворения — природа и человек. Лирик уникально интерпретировал смысл природы и особенности ее отражения в искусстве. Свои философствования Жуковский выразил в монологе лирического героя. Он считает, что речь человека никогда не сравнится с возможностями окружающего мира, ведь природа гармонична, всемогуща и безгранична. Уже многие годы человек пытается познать ее и дать название всему, что нынче существует. Но он по-прежнему не располагает знаниями о том, кто создал саму природу, ведь человеческая речь мертвеет перед ее красотами и силой.

 невыразимое жуковского

Вторая тема, которую поднимает автор, — это искусство. Лирический герой считает, что вдохновение может словить только определенные черты мира вокруг. Он видит искусство бессильным перед великолепием природы, ведь оно не способно описать все тонкости живого в «мертвых» произведениях человека. Хоть мир вокруг невозможно охарактеризовать словами, у человека есть возможность познать его, если он научится слушать свое сердце.

Лирик говорит, что вечерами его посещает чувство тревоги. Это свойственно многим людям, ведь таким способом они пытаются удержать прекрасное, то есть оставить в своей памяти частичку природы. Но сила искусства слишком слаба в подобных ситуациях. Поэт может рассказать о том, как прекрасно выглядят закаты, небо и морская гладь, при помощи слов, но передать свое душевное состояние и эмоции в момент их созерцания не в его силах. Всякий человек чувствует по-своему.

В конце стихотворения герой понимает, что в природе, пусть его и невозможно уловить, присутствует ее создатель. Его невозможно заметить или описать словами. Человек может лишь услышать его в тишине. Идея произведения выражается в нескольких отрывках текста:

  • «Но льзя ли в мертвое живое передать?»;
  • «Все необъятное в единый вздох теснится, и лишь молчание понятно говорит».

На основании этих фраз можно понять, что основная мысль стиха — невозможность передать через искусство все то, что чувствует автор. Слово не в состоянии описать всю прелесть природы и выразить глубину чувств поэта.

Особенности композиции и жанра

Стихотворение относится к философской лирике. Черты этого направления выражаются в том, что автор в произведении поднимает остро волнующий его вопрос, связанный с изобразительными способностями искусства.

Жуковский анализ стихотворения невыразимое

Жанр «Невыразимого» — элегия. С греческого она переводится как «жалоба». Элегия — один из самых популярных жанров в эпоху романтизма. Его характерной чертой является то, что автор в произведении чаще всего выражает переживания, делится печалью с читателем.

На протяжении своего творческого пути Василий Жуковский обращался к двум литературным направлениям — к сентиментализму в ранние годы и романтизму в поздний период. Элегии присущи черты каждого из этих направлений. В «Невыразимом» есть такие признаки сентиментализма:

  1. Жуковский уделил много внимания чувствам и эмоциям, ведь именно это он хотел в полной мере выразить при помощи слов.
  2. Безоговорочное поклонение природе — еще одна характерная черта сентиментализма в произведении. Василий Андреевич признает, что человек не должен с ней соревноваться в умении создавать что-то прекрасное, ведь словом он может выразить только малую часть великолепия этого мира.

Философские рассуждения в произведении и идеи автора приближают элегию к романтизму.

Жуковский невыразимое

Стихотворный размер произведения — четырех- и шестистопный ямб. Выбрав этот размер, Василий Андреевич сделал стих более настойчивым, способным передать всю степень его заинтересованности в поднятых вопросах. С помощью ямба поэт делает произведение динамичным и призывает читателя вместе с ним поразмыслить над затрагиваемыми темами, помочь ему найти ответы. Жуковский задействовал в стихе все виды рифмовки: перекрестную, параллельную и кольцевую. Он использовал как мужские, так и женские рифмы.

Василий Жуковский написал произведения в форме монолога лирического персонажа. По смысловому содержанию оно делится на две части. Сюжет произведения можно кратко расписать. В первой части поэт воспевает красоту и силу природы, а во второй предается раздумьям об искусстве.

Формально композиция не делится на строфы. Все строки записаны единым сплошным текстом.

Характеристика персонажей

В стихотворении четко видно противопоставление лирического персонажа и природы. Они и выступают главными героями произведения.

Жуковский анализ невыразимое

Поэт растерян, он в отчаянии пытается найти метод выражения своих чувств, такой, чтобы мог донести всю их глубину и многогранность. Автор испытывает очень сильное вдохновение и желает выразить свои мысли, но в мире все еще нет подходящей для этого формы. Невыразимость не дает покоя персонажу.

Василий Андреевич описывает состояние вдохновения главного героя как болезненное чувство и великое виденье. Персонаж обеспокоен невозможностью передать свое состояние, из-за этого ему приходится переживать внутренний конфликт. Лирический герой испытывает противоречивые чувства, ведь он находится в поиске возможного способа быть услышанным и понятым. Но состоянию, которое бушует у него в душе, невозможно подобрать какое-либо название. То волнение, что томится в груди, неподвластно искусству.

Природа в произведении величественная и неповторимая, она вызывает у лирического героя только восхищенные чувства. Поэт воспевает природу и относится к ней с большим уважением, говорит о ее безграничной красоте.

 жуковский невыразимое жанр

Он утверждает, что человек еще не придумал такие слова, которыми он смог бы достойно описать ее волшебные пейзажи. Поэт опечален тем, что человеческий язык несовершенен и очень скуден на эмоции.

По убеждениям Жуковского, человек не в силах рассмотреть всю прелесть природы. Он способен довольствоваться лишь малой ее частью, ведь не умеет нарисовать полноценную картину мира из ее отдельных частичек, совершенно не связанных между собой. Только человек, посвящающий себя творчеству, способен увидеть вокруг намного больше, чем остальные, и благодаря этому он может писать стихи.

Средства выразительности

Василий Андреевич использовал в своем стихотворении множество художественных приемов. Они служат для более точного раскрытия темы произведения и создания прекрасного образа природы. Тропы и афористические словосочетания в элегии «Невыразимое»:

 невыразимое автор

  • метафоры — «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты — легко их ловит мысль крылата», «пламень облаков», «рассыпала красоту», «в пожаре заката»;
  • олицетворения — «мысль ловит», «искусство безмолвствует», «спирается чувство»;
  • эпитеты — «дивный», «небрежный», «легкий», «смятенная», «великий», «болезненное», «тихий», «блестящие», «святые», «величественный»;
  • сравнение — «как прилетевшее внезапно дуновенье»;
  • оксюморон — «молчание говорит».

Анализ «Невыразимого» Жуковского для читательского дневника будет полезен школьникам в написании сочинения или составлении конспекта по произведению. Кроме того, его можно использовать при подготовке к ЕГЭ.

Статьи по теме:

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector