Николай Добролюбов — популярный русский критик середины 19 века. Помимо этого, он являлся также довольно известным публицистом и поэтом. Широкую известность приобрел в момент выпуска статьи «Луч света в тёмном царстве». Краткое содержание описывает отношение критика к произведению Островского «Гроза», вызвавшего глубокий общественный резонанс.
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Пьеса «Гроза», на которую Николай Добролюбов составил свою рецензию, была написана Островским в середине 19 века.
Произведение широко описывает несколько конфликтов:
- двух миров: светлого и тёмного, где первый представляет Екатерина, а второй олицетворяет её свекровь — тиран Кабаниха.
- межличностный конфликт, где жажда свободы борется с мучениями совести за совершенный грех
- внутрисемейный конфликт, где муж не может отстоять интересы своей жены, поддаваясь влиянию матери
Действие пьесы происходит в городке, где все привыкли жить по давно сформировавшимся устоям. Главные герои пьесы: Кабаниха, женщина с деспотичным и тяжелым характером, которая привыкла к тому, что все вокруг подчиняются её желаниям. Она олицетворяет патриархат.
Её сын Тихон, бесхарактерный тюфяк, человек которым легко манипулировать, ведь своего мнения он не имеет и подчиняется законам своей матери. Его жена Катерина — «луч света», мягкая и добрая девушка, в душе которой пламенеет протест, нежелание мириться с устоями общества, но в силу характера не способная на реальный бунт.
В этот небольшой городок попадает молодой человек Борис, племянник Савела Дикого, грубого и хамоватого купца. Борис должен получить наследство от умершей бабки, однако по ходу действия пьесы он понимает, что дядька наследства ему не отдаст.
Борису не нравится обстановка в городе и держит его лишь мечта о деньгах, сам он предпочитает жить другой жизнью и не планирует задерживаться в городе надолго. Однако знакомство с Екатериной меняет его планы.
Девушка, живущая под постоянным гнётом Кабанихи легко влюбляется в доброго, открытого и интеллигентного юношу. Живя дома, она не пытается скрыть отсутствие чувств к своему супругу, хотя и знает, что ложь является основой радужной жизни в семье Кабановых.
После отъезда супруга, его сестра устраивает Катерине тайную встречу с Борисом. Эта встреча и стала толчком к случившемуся «грехопадению» девушки.
Много дней она мучается, желая рассказать об измене. И, в итоге, не выдержав, сознаётся во всём и свекрови, и мужу. Это признание раскалывает семью Кабановых. Тихон обвиняет мать, Варвара сбегает из дома с возлюбленным, Кабаниха же мечтает разобраться с Катериной. Борис тем временем приходит к Катерине и сообщает о своём отъезде в Сибирь.
Не пережив терзаний и предательства любимого, девушка во время сильной грозы бросается в воды Волги.
Луч света в тёмном царстве
Большое количество человек оставляли свои рецензии, но наиболее известной стала статья критика Добролюбова о «Грозе» Островского.
Автор отмечает, что пьеса не соответствует известным драматическим канонам. Характеризует он это несоответствие не кратко и поверхностно, а обширно и тезисно описывая каждый канон:
- основным предметом драмы является событие, в котором зритель наблюдает битву долга со страстью, где побеждает страсть, приводя к грустному финалу, либо, наоборот, долг, который отражает счастье;
- обязательным элементом драмы должно являться единство сюжета, она должна быть написана чистым литературным языком, чего в пьесе «Гроза» нет;
- сама пьеса не соответствует основной идеи драматического произведения, где увлечение страстью представляется пагубным и отрицательным, а основой является нравственность и соблюдение устоявшихся канонов
- Катерина — героиня, которая должна являться изменницей и преступницей, предстаёт в роли «солнца», «лучика» и великомученицы. Он вызывает бесконечное чувство сострадания и жалости, что читатель и зритель, невольно начинает оправдывать её грех;
- пьеса наполнена большим количеством на первый взгляд ненужных героев, а сюжет тянется медленно, без динамики.
Сравнивает критик пьесу с устоявшимися канонами не просто так. Он отмечает, что не всегда то, что должно быть — истина. «Истина не в диалектических тонкостях, а в живой правде того, о чем рассуждаете» — говорил он в статье.
Он также вспоминает Шекспира, отмечая, что автор меняет сознание и критическое мышление людей подобными резонансами.
Обращается Добролюбов и к другим схожим статьям, отмечая, что «народность», приписываемая критиком Григорьевым Островскому никак не объясняется, соответственно и суждение об этом выглядит «забавным».
Мнение критика о произведении
Николай Александрович отмечает, что все пьесы Островского — это олицетворение «жизни». Подмечает он также, что автор не является карателем своих героев, он не встает на сторону ни жертвы, ни негативного персонажа.
Также Добролюбов соглашается и с тем, что все герои пьесы немаловажны для олицетворения происходящей ситуации, они гармонично вписываются в сюжет, отражают обстановку, в которой происходит взаимодействие между главными персонажами.
Также анализирует он и эмоциональное состояние тех, кто представлял «тёмное царство», ведь без их ведома, среди сформировавшихся привычных устроев вдруг зародилась какая-то незнакомая им жизнь, которая внесла смуту и посеяла панику.
Образ Катерины Добролюбов отмечает отдельно, выделяя её естественность и искренность, а также скрытую силу духа, но созидательный характер. Он сравнивает её с большой рекой, которая течет и существует, повинуясь внешним обстоятельствам. Смерть героини он принимает как наиболее логичное завершение всего действия.
Критик отмечает, что «Гроза» — это одно из самых громких и решительных произведений Островского, ведь именно в нем отношения двух крайностей доведены до пика.
При этом пьеса эта весьма ободряющая и обнадеживающая, ведь ситуация, произошедшая с героиней, отображает откровенный протест устоям, которые были привычны обществу того времени.