В пьесах Островского образы девушек являются собирательным образом русских женщин. Сравнительная характеристика Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой поможет написать сочинение. Любой человек, который прочитал пьесы, согласится, что героини до конца остаются непонятыми и одинокими в мировоззрениях, а их души не находят покоя в мире, как бы они к нему не тянулись.
Роль любви в жизни героинь
Катерина — главная героиня пьесы «Гроза», а Лариса — «Бесприданницы». В них автор рисует жизнь двух разных слоев общества — купечества и дворянства. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы доказывает это.
По внешности женские персонажи близки: они обе хороши собой, требовательны и строги, до определенного момента придерживаются строгой морали, не позволяют чувствам завладеть разумом. Это поначалу уберегает их до судьбоносной ошибки.
Обе девушки вынуждены выйти замуж за нелюбимого человека. Если Катерине приходится это делать по настоянию родителей, то Лариса все-таки избегает этой участи, но в силу серьезных обстоятельств, которые приводят к трагическому итогу. В этом различие в судьбах девушек.
Сравнение Катерины и Ларисы дает понять, что поворотным моментом в жизнях становится несчастная любовь. Они отдаются не тем людям, а те предают их чувства. Борис оказывается мягкотелым и не встает на защиту любимой, а Паратов — просто подлец, который использовал привязанность Ларисы для собственной выгоды. Родители ничего не делают для дочерей, хотя обе героини косвенно погибают от их рук — непредусмотрительности и невнимательности.
Тихон, муж Катерины, после ее самоубийства кается, что не постоял за жену, а Карандышев оказывается слабовольным, он понимает, что никак не удержит Ларису и убивает ее. События символичны, потому что, если бы мужчины были сильнее обстоятельств, обе женщины оказались живы.
Семья и окружение
То, в какой обстановке росли героини, тоже немаловажно при сравнении Катерины и Ларисы. Островский намеренно показывает, каким было детство девушек, и почему характеры сложились таким образом.
Становится понятно, почему Лариса так отчаянно тянется к подлецу Паратову, ведь он всем поведением показывает, как девушка ему дорога. Мужчина намекает на свои чувства и влюбленность, чтобы овладеть ей. Героиня, с рождения не знавшая материнской любви, тянется к этой фальшивке, уверенная, что чувства Паратова настоящие.
Лариса находится под гнетом семьи, ее пытаются «продать», основываясь на внешних данных. Мать преподносит дочь как товар на витрине и забывает, что у девушки тоже есть достоинство. Ей даже не приходит в голову, что Лариса чувствует, поэтому бедная девушка тянется к Паратову, а он показывает ей другую, свободную жизнь.
Катерина рождается в семье любящей, относящейся к ней с трепетом. Но это не мешает выдать ее замуж за нелюбимого человека. Девушка попадает в семью, прочно скованную древними законами и предрассудками. Катерина с раннего детства была свободна в поступках, а в доме мужа она чувствует себя, как в темнице, потому вся ее воля теперь под надзором свекрови. Помогает почувствовать состояние героини цитата из пьесы: «…Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…».
При всей разнице судеб обе литературные героини являются близкими друг другу душами. Д
ве судьбы похожи между собой гораздо больше, чем кажется: Лариса и Катерина остаются непонятыми окружением, обе оказываются в ситуациях, из которых нет выхода, потому что они опозорили поступками себя и семью, обе доверились не тем мужчинам.
Отношение к жизни
Несмотря на то что живут обе девушки в разное время, их взгляды на жизнь во многом схожи. Они стремятся к внутренней свободе, не любят, когда волю ограничивают.
Катерина, до замужества делавшая все, что хотела, теперь чувствует себя пленницей. Она обязана всему семье нелюбимого мужа. Об этом ей напоминают каждый день. Девушка через силу прислуживает свекрови и Тихону, хотя в душе рвется из оков навстречу светлым чувствам в лице Бориса. Катерина свободолюбива: «Отчего люди не летают, как птицы?..».
Лариса еще не успела выйти замуж. Может показаться, что у нее больше свободы, но она скована общественными предрассудками, на нее давит мать, отчаянно желавшая выдать дочь замуж. Девушка стремится вырваться из-под гнета, но все ее попытки так же заканчиваются трагедией.
До самого конца героини остаются верны себе, своей внутренней силе, что в результате губит их и оставляет непонятыми для окружения.
Сравнение героинь
Удобно сравнивать главные женские образы островских пьес, наглядно сопоставляя их между собой, поэтому целесообразно использовать для сравнительной характеристики Ларисы и Катерины таблицу:
Катерина | Лариса | |
Время | 60-е годы 19 века | 70-е годы 19 века |
Место действия | Калинов, берег Волги | Бряхимов, берег Волги |
Спутники жизни | Кабанов, слабовольный человек | Карандышев, похож во многом на Кабанова |
Детство, мечты | «Я жила, точно птичка на воле» | «…надо бежать из дому, и даже из городу» |
Любовь | Как наивысшее выражение ее свободолюбивого характера: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» | «Я делю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя» |
Можно выделить общие сходства героинь пьес. Они состоят в следующем:
- Давление общества на жизнь.
- Внутреннее стремление к свободе, нравственно чистые души.
- Жертвенность.
- Удел — несчастливая любовь.
- Одиночество.
- Островский описывает их как «не от мира сего».
- Жизнь, окончившаяся трагедией.
Кажется, что у Ларисы и Катерины нет никаких различий, они похожи на сестер, которые родились в разное время, но с одинаковой судьбой. Однако при достоверном противопоставлении возникает ряд их отличий:
- По разным причинам не обретают счастье и лишены надежды на него. Екатерина из-за непохожести на остальных, Лариса из-за социального статуса.
- Героиня «Грозы» сама лишает себя жизни, проиграв в борьбе с «жестокими нравами», а героиня «Бесприданницы» погибает от рук жениха, как символа общества, в котором она не может быть счастливой.
- Если говорить об итоге смерти, финал пьес тоже различается. Лариса остается поверженной, а Тихон, муж Катерины, обрушивается на мать и все население Калинова с обвинениями, что они погубили его жену.
Непонятость главных героинь семьей и обществом делает их судьбы несчастными. У них обеих нет выхода, им не дают никакого выбора и свободы решать собственную жизнь. Это делает островских героинь похожими друг на друга.