Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы творчества

Основные темы лирики Лермонтова Сочинения

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский писатель, поэт и драматург, проживший короткую трагическую жизнь. Литературное наследие, которое он оставил, стало колоссальным вкладом в развитие отечественной культуры первой половины девятнадцатого века. Основные темы лирики Лермонтова тесно связаны с его личностью и взглядами, поэтому изучать их следует в контексте его биографии и исторических событий, повлиявших на его становление как автора.

Краткая биография

Великий русский литератор родился 3 октября 1814 года в дворянской семье. Он рано потерял мать, поэтому воспитывался бабушкой, происходившей из известного рода Столыпиных. Женщина обладала влиянием в обществе, имела большое состояние, поэтому смогла обеспечить внуку превосходное домашнее образование. В возрасте четырнадцати лет юный Михаил переехал в Москву, где поступил в Благородный пансион, который успешно закончил через четыре года.

В 1832 году Лермонтов пытался продолжить свое обучение и поступить в Санкт-Петербургский университет, однако претерпел неудачу на этом поприще и начал военную карьеру. Двумя годами позже поэт окончил школу гвардейских юнкеров и отправился на свое первое место службы в государственный гусарский полк.

Лермонтов в детстве

Лермонтов увлекался поэзией с малых лет. Самые ранние стихотворения, написанные автором, датировались 1829 годом. Первой серьезной публикацией Лермонтова стало произведение «Хаджи Абрек» (1832−1833), выпущенное без его ведома в журнале «Библиотека для чтения». Несмотря на относительный успех поэмы, молодой человек не планировал дальнейшего развития своей литературной карьеры. Он продолжал писать, но делал это для души и не желал славы.

В 1837 году поэт создал одно из наиболее знаковых стихотворений в своем творчестве, называвшееся «Смерть поэта». Оно стало эпитафией, написанной на смерть А. Пушкина, погибшего от руки Ж. Дантеса. Первая версия этого произведения была наполнена горечью сожаления об утрате великого гения. Позже Лермонтов создал четыре дополнительных четверостишия, посвященных надменным современникам ушедшего литератора, которые смели радоваться его смерти.

Конфликт с культурным обществом столицы и властью стал причиной судебного разбирательства над поэтом. Благодаря своим старшим товарищам, в особенности В. Жуковскому, а также родственным связям, Лермонтову удалось избежать ареста. Его отправили в первую ссылку на Кавказ, где он пробыл вплоть до 1838 года.

Лермонтов обладал горячим нравом, участвовал в нескольких дуэлях. Четыре из них удалось отменить по взаимному примирению сторон. Пятая дуэль, произошедшая в 1840 году, окончилась без жертв, но привлекла внимание недоброжелателей поэта и стала причиной его повторной высылки на Кавказ. Последняя, роковая дуэль Лермонтова случилась 15 июля 1841 года. Он был застрелен Н. Мартыновым. Причиной конфликта была длительная личная неприязнь мужчин, берущая начало со студенчества.

Первоначально поэта похоронили в Пятигорске, в месте, где он провел последние годы жизни. Однако позже его родственники подали прошение о перезахоронении его останков в семейный склеп в Тарханах, которое было удовлетворено. Прах поэта упокоился в родной для него земле весной 1842 года.

Три периода творчества

Чтобы выявить и перечислить основные темы и мотивы лирики Лермонтова, нужно разобраться с периодизацией его творчества.

Лермонтов жил во время жесточайшей политической реакции, возникшей после декабристского восстания, проведенного в 1825 году. Несмотря на то что классик не участвовал в этом масштабном событии, он сочувствовал идеям его вдохновителей. Поэтому по стихам поэта можно проследить печальную судьбу целого поколения, оставившего важный след в истории Российской империи.

По словам В. Белинского, занимавшегося исследованием лермонтовского наследия, его творчество условно делится на три больших этапа. Они представлены в таблице:

 Д. Г. Байрон — известный английский поэт-романтик

Название этапа Даты
«Юношеский» с 1828 по 1832 год
«Петербургский» с 1833 по 1836 год
«Кавказский» с 1837 по 1841 год

В самом начале своего творчества Лермонтов уделял огромное значение самопознанию, раздумьям над философскими концептами Добра и Зла и другими метафизическими вопросами. Идейным вдохновителем молодого литератора был Д. Г. Байрон — известный английский поэт-романтик, близкий ему по духу и ставший достойным примером для подражания. Лермонтов восхищался вольной тематикой байроновских стихотворений и его героями-бунтарями, стремящимися к безграничной свободе и страдающими от отсутствия внутренней гармонии.

Несмотря на то что Михаил Юрьевич действительно вдохновлялся творчеством своего старшего предшественника, он не любил, когда его сравнивали с английским поэтом-романтиком. В 1932 году он создал стихотворение «Я не Байрон», в котором обозначил свою литературную позицию и громко заявил о желании стать самостоятельным, сильным поэтом.

Начало второго этапа творчества Лермонтова ознаменовано рождением его собственных тем и мотивов, среди которых:

  • осознание собственной избранности, влекущее за собой душевное одиночество;
  • поиск ответов на глобальные вопросы мироздания;
  • надежда на обретение настоящей любви;
  • исследование границ свободы и вольности человеческой личности.

В этот период было написано несколько поэм, среди которых «Боярин Орша» (1834), «Аул Бастунджи» (1833−1834), «Литвинка» (1832) и три драмы («Странный человек» (1834−1836), «Арбенин» (1836), «Маскарад» (1835)). Однако главным прорывом этого этапа стало появление первых прозаических сочинений автора, таких как «Вадим» (1833) и «Панорама Москвы» (1833).

Произведения Лермонтова

«Петербургский» этап можно назвать становлением уникального поэтического мира великого русского классика, который перестал ограничивать себя строгими рамками литературных направлений и создал свою уникальную смесь романтизма и реализма.

Третий период лермонтовского творчества тесно связан с его кавказской ссылкой, ставшей реакцией на публикацию стихотворения «Смерть поэта». Несмотря на то что Лермонтов был молодым человеком, полным сил и жажды жизни, он словно предчувствовал скорый уход и стремился выразить все недосказанное в своих произведениях.

Автор продолжает исследование выбранных ранее тем и мотивов, но совершенствует их, доводя до идеала, создавая пронзительные, поразительно мудрые стихотворения, полные то светлой грусти по несбывшемуся, то горечи по тому, что было бесповоротно утрачено.

Во многих стихотворениях, написанных в последние годы, нет какой-либо автобиографичности или исповедальности. Они являются максимально отчужденными от эмоций, лишенными напрасной патетики. Наиболее знаковым произведением последнего этапа литературного творчества автора является роман «Герой нашего времени» (1840), поэмы «Сказка для детей» (1840) и «Сашка» (1839), а также стихотворения «Бородино» (1837), «Дума» (1838), «Родина» (1841) и «Выхожу один я на дорогу» (1841).

Тематика стихотворений Лермонтова

Сквозной лейтмотив лирики Лермонтова раскрывается в трагическом пути личности, находящейся в процессе мучительного самопознания и самовоплощения. Человеческая душа становится для автора главным объектом его творческого исследования. Вся его жизнь — не что иное, как стремление к идеалу, недостижимому из-за осознания собственного несовершенства.

Основные темы, мотивы и образы лирики Лермонтова отличаются многообразием. Для них характерен авторский, особый подход к восприятию действительности.

Список главных тем, характерных для «взрослого» творчества поэта:

Лермонтов в думах

  • раздробленная судьба представителей его поколения;
  • скорбь о бездуховности общества;
  • безнадежное одиночество;
  • усталость от мира;
  • бесславный путь Родины, утратившей былое величие;
  • критика самодержавия;
  • путь поэта и предназначение поэзии.

В зрелом творчестве автор все меньше обращался к теме природы, широко освещенной им в более ранних произведениях («Осень» (1828), «Желтеющая нива» (1837), «Ветка Палестины» (1837)). На смену ей приходит гражданская лирика, транслирующая негативное отношение Лермонтова к событиям актуальной отечественной истории и тоску по идеалам прошлого («Не верь себе» (1839), «Прощай, немытая Россия» (1841), «Договор» (1841)). Кратко говоря, из одухотворенного романтика поэт превратился в умудренного жизненными перипетиями реалиста, с отчуждением взирающего на ранее прельщавшие его образы.

Перечисляя основные темы творчества Лермонтова, невозможно не упомянуть про тему любви, неразрывно связанную для автора со страданием. Несмотря на непривлекательный внешний вид, малый рост и угрюмость, поэт не был обделен женским вниманием. Однако все его многочисленные романы заканчивались трагически. Поэтому большинство его любовных стихотворений было окутано беспросветной грустью. Главной музой его жизни была В. Лопухина, ставшая адресатом огромного количества его стихотворений («Молитва» (1837), «Оставь напрасные заботы» (1832), «Сведены судьбою» (1832)).

Стих «Сведены судьбою» (1832)

Мотивы, которые красной нитью проходят сквозь все лермонтовское наследие:

  • противопоставление свободы неволе и узничеству (как физическому, так и духовному);
  • обличение пороков общества;
  • инертность «потерянного» поколения;
  • безрезультатные поиски гармонии;
  • вечность на пороге бездны;
  • богоборчество;
  • печальная, разрушительная любовь;
  • тоска по недостижимому идеалу.

Собрание сочинений Лермонтова

За двадцать шесть лет жизни Михаил Юрьевич Лермонтов успел написать около тридцати поэм, восемь прозаических произведений и более четырехсот отдельных стихотворений, каждое из которых по праву входит в золотой фонд отечественной и мировой литературы. Лермонтова можно любить или ненавидеть за его возвышенную трагичность, чрезмерную монологичность или глубокие философские искания, но отрицать его гениальность нельзя.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector