В своем произведении Д. И. Фонвизин с помощью сатиры высмеял главные пороки общества 17 века. Этой цели служат все персонажи комедии «Недоросль». Характеристика Кутейкина — необразованного дьячка, нанятого Простаковой для обучения сына Митрофана, является тому доказательством. Персонаж выписан лаконично, хоть и фигурирует только в нескольких сценах, но и этого достаточно, чтобы понять: он не учитель, потому что безграмотен, глуп и ленив.
Значение имени
Одним из главных сатирических приемов, используемых Фонвизиным в своих произведениях, являются «говорящие фамилии». Имя дьячка — не исключение. Фамилия Кутейкин образовалась от прозвища Кутейка. Оно несет такие смысловые нагрузки в комедии:
- Происходит от термина «кутья» — блюдо, которое подавалось на церковные праздники (в основном на Рождество). Следовательно, фамилия указывает на принадлежность персонажа к классу духовенства.
- Кутья — ритуальное блюдо, которое подают на похоронном или поминальном обеде. Этим Фонвизин намекает читателю на то, что такое явление, как малообразованный учитель-дьячок, уже отмирает. Системе образования нужны коренные изменения, а подрастающему поколению — высокообразованные преподаватели.
У Кутейкина в произведении нет имени. Митрофан его называет только по отчеству — Сидорыч. И это не оплошность писателя. Не давая имени своему персонажу, драматург подчеркивает собирательность созданного им образа. Кутейкин — это не единичное явление в сфере образования 17 века. Таких горе-учителей можно было встретить в то время в каждой дворянской семье.
Черты характера дьячка
Жанр комедии предполагает, что большинство персонажей имеют отрицательные качества. Связано это с тем, что задача автора — высмеять пороки представителей разных слоев общества. Интересен тот факт, что Кутейкин не продолжил обучение в духовной семинарии, потому что не справился с программой, не смог ее освоить. Этого персонажа писатель наделяет чертами типичного учителя, который вышел из церковнослужителей низшего разряда:
- невежество;
- безответственность;
- хитрость;
- жадность;
- малодушие.
Также интересно посмотреть, как раскрывает свой характер этот персонаж в различных ситуациях. Будучи представителем образованного слоя общества, Кутейкин тем не менее не стесняется говорить о своем невежестве. Он попросту не видит в этом ничего особенного, очевидно, потому, что многие его собратья тоже не представляют собою пример образованности. Вот что дьячок рассказывает о себе: «…Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да, Богу изволившу, назад воротился…».
Такая характеризующая героя цитата дает понять, что свою учебу сам Кутейкин воспринимает как тяжкую повинность, оттого он и благодарит Бога, что больше не будет продолжать занятия. И то, что человек с такими взглядами и отношением к образованию идет в преподаватели, говорит только о его безответственности перед самим учеником, его родителями и государством в целом.
Сына Простаковых просвещали три года, но парень так и остался безграмотным. Что же думает по этому поводу Кутейкин? А он считает, что не несет никакой ответственности за уровень знаний своего подопечного.
Был еще один минус у дьячка как у учителя: он не мог ничего дать Митрофану в плане нравственного воспитания. Настоящий преподаватель помимо грамоты должен развивать у своего подопечного лучшие черты характера:
- доброту;
- честность;
- трудолюбие.
Например, у сына Простаковых была няня (Еремеевна). Митрофан издевательски обращается с пожилой женщиной, оскорбляет ее, иногда даже поднимает руку. Его учитель должен был надиктовать ему кучу правил, как себя вести. Но сам Кутейкин не обладал ни одной из черт, описанных выше. Разве мог такой учитель вырастить настоящую личность?
На самом деле дьячок просто не понимает, что лень и незнание — не вина Митрофана. За низкий уровень образования ученика несет ответственность сам преподаватель, который плохо ориентируется в обучающем материале, и ему неинтересна его работа в целом.
Корыстные помыслы
Все, что волнует бывшего семинариста, — сколько ему заплатят Простаковы после занятий с их сыном. Он достаточно расчетлив и хитер, вот почему посчитал, что родители Митрофана обязаны заплатить не только за так называемое «обучение», но и за обувь, которая была изношена Кутейкиным за три года хождения к господам Простаковым. Это все означает, что у человека совершенно нет стыда, раз он смеет упоминать даже такие мелочи! Этим дьячок отличается от учителя Цыфиркина, который понимает, что не заслужил деньги за преподавание Митрофану, потому не требует награды за свою работу.
Для того чтобы получить расчет, Кутейкину нужно разговаривать с госпожой Простаковой. Зная крутой нрав своей барыни и ее манеры, очевидно понимая, что его работа не дала плодов, герой не решается выяснять с ней отношения, тем самым проявляя малодушие.
Речь Кутейкина
Комизм в произведении всегда является результатом какого-либо несоответствия. В комедии «Недоросль» Кутейкин имеет ряд речевых особенностей, сильно отличающихся от других персонажей. К таким языковым нюансам можно отнести:
- насыщенность церковнославянскими оборотами, старославянизмами («притча во языцех», «зубы грешника сокрушу», «направи стопы своя» и др.);
- обилие просторечных выражений («филин треклятый», «буркалками похлопывать» и др.).
С помощью церковной лексики бывший дьячок пытается подчеркнуть свою принадлежность к духовенству, что должно говорить о высоком уровне образованности и нравственности личности. Но, конечно же, у Кутейкина не получается достигнуть нужного эффекта, поскольку и просторечия, и сам смысл сказанного выдают приземленность его натуры.
Все речи персонажа в основном выглядят неуместно и лишены высокого стиля. Например, на справедливое замечание Цыфиркина о том, что учителя в доме Простаковых праздно едят хлеб, Кутейкин с важностью отвечает: «Уста твоя всегда глаголаша гордыню, нечестивый». Конечно, подобные фразы вызывают у читателя только смех.
Критика образа
Комедия «Недоросль» заслужила одобрение со стороны литературоведов. Нельзя не согласиться с Н. В. Гоголем, который с восторгом отмечал: «…Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России…». И действительно, отсутствие социально-политических преобразований в государстве привело к тому, что появились такие дворяне, как Простаковы, и такие учителя, как Кутейкин.
Читая комедию, сложно поверить, что подобные люди когда-то существовали, все кажется ненатуральным и преувеличенным. Тем не менее, Гоголь справедливо заметил: «Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души…»
Обратила внимание критика и на сам образ Кутейкина в комедии «Недоросль». В. О. Ключевский в книге «Д. И. Фонвизин» говорит, что «…комизм Кутейкина, весь построенный на пародировании библейских терминов и текстов, — неприятный и ненадежный комический прием, едва ли кого забавить способный». С выводом литературоведа хочется согласиться, поскольку необразованные учителя — явление далеко не смешное и даже опасное, ведь именно от них зависит, каким вырастет новое поколение, как сложится судьба народа и государства.
Мнение критика В. Н. Малинина относительно образа учителя в комедии Д. И. Фонвизина перекликается с утверждением В. О. Ключевского: «…малодобросовестный и невежественный Кутейкин: вот печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки… Было бы необычайным чудом, если бы при подобных условиях он хотя чему-нибудь научился».
Другие преподаватели
У Митрофанушки было еще два учителя. Цыфиркин натаскивал парня по математике, его фамилия говорит читателю об этом. И хотя это добрый и честный человек, его тоже сложно назвать преподавателем, поскольку в прошлом он был военным и совершенно не имел опыта преподавания.
Французскому языку парня обучал Вральман. Безусловно, такой фамилией Фонвизин хочет показать читателю обманщика. В разговорах с госпожой Простаковой так называемый «учитель французского» утверждал, что забивать ребенку голову знаниями очень вредно. Вральмана с уверенностью можно назвать самым худшим из преподавателей в семействе Простаковых. В прошлом этот человек был обычным кучером, французского языка он практически не знал, поэтому и Митрофана даже не пытался учить.
Изображая Кутейкина и других наставников, Фонвизин раскрывает проблемы образования и воспитания в Российской империи 17 века. Например, семинарист-недоучка является собирательным образом, в котором ярко воплотились типичные черты представителей низшего духовенства. Драматург показывает, как опасно доверять образование и воспитание своего ребенка малообразованному человеку. Через образ Кутейкина Фонвизин дает понять читателю, что судьба подрастающего поколения и государства в целом во многом зависят от добросовестного отношения учителей к своему делу.
Как и сама комедия, образ Кутейкина не устарел в нынешнее время и не потерял своей актуальности. И сегодня в сфере образования можно встретить специалистов, которые имеют слабые знания. И в наше время среди учителей множество таких, которые не любят свое ремесло.
Только высокообразованный человек, по мнению драматурга, способен воспитать всесторонне развитую личность, которая может принести пользу своему государству.
Предоставленный материал поспособствует написанию сочинения-сообщения «Описание образа Кутейкина в комедии «Недоросль». А также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе. Но для красивой презентации ученикам лучше будет составить краткую цитатную характеристику персонажа.