Сочинение для 7 класса на тему «Недоросль»

«Недоросль» Фонвизина Недоросль

Тема воспитания и учёности была широко раскрыта в произведении Фонвизина «Недоросль». В комедии автором были продемонстрированы грубые нравы и неразвитые взгляды аристократии во времена крепостного права. Главный герой произведения ни о чём не мечтает, кроме как повкуснее «набить брюхо», побыстрее жениться и получше развлечься. Персонаж Фонвизина — недоросль. Сочинение (7 класс) на тему воспитания и учёности в этом произведении входит в школьную программу.

Основные персонажи

Все герои пьесы носят говорящие фамилии и имена. Они выражают всю суть их характеров. Присвоением им таких знаковых отличий автор хотел дать героям определённую моральную оценку и показать их однолинейность.

Семья Простаковых

Семья Простаковых

Стоит начать с госпожи семейства. Она типичная мещанка, желающая всё и всех прибрать к рукам. Невежественная, эгоистичная женщина выглядит неприглядно в своих амбициях, не подкреплённых ничем, кроме напыщенного и предвзятого отношения к себе и своему ленивому сынку. Её тирания простирается и на мужа, и на ребёнка. Методами решения вопросов для неё являются обман, деньги, приказной порядок.

Митрофан Простаков — маменькин сынок. Образ персонажа прорисован автором настолько мастерски, что его глупость и необразованность видны невооружённым взглядом. К основным чертам героя можно отнести абсолютную апатию, стремление жить за чужой счёт, безволие. Учёба и знания не являются для него ценностью. Он не только недоросль по возрастной характеристике, но и по уровню своего развития. Невежественный образ мыслей, отсутствие морали, хоть каких-нибудь принципов поведения выдают в нём невоспитанного, социального дармоеда.

Стародум, Софья и Милон

Девушка — антипод Митрофана во всём. Даже имя её подобрано Фонвизиным неслучайно: в переводе оно означает «мудрость». Характеристика девушки даёт понять, что она:

  • ценит образование;
  • стремится к знаниям;
  • получила хорошее воспитание;
  • имеет понятие о гражданском долге, нравственности и чести;
  • её уровень культуры во много раз превышает возможную для Простаковых планку.

Девушка Софья

Девушке приходится жить в заданных обстоятельствах и видеть их непроходимую глупость. К счастью, эта дремучесть не повлияла на неё, она понимает разницу между офицером Милоном и Митрофаном и безоговорочно предана своему избраннику. В свою очередь, её возлюбленный также прикипел к отзывчивой, трепетной и чистой душой Софье.

Стародум — дядя Софьи. Мужчина непреклонен, когда дело касается его племянницы. Он желает для неё самой лучшей доли, поэтому никогда бы не согласился выдать её за ленивого, склонного жить за чужой счёт, праздно шатающегося по жизни человека. Стародум — приверженец прежних порядков, и хождение в дворянской среде меркантильных веяний его не может затронуть. Её родственник опекает свою подопечную от любых зловредных влияний семьи Простаковых и их жажды наживы за счёт её наследства.

Как любой военный человек, Милон знает, что такое долг, честь, патриотизм. Он не понимает таких пустых людей, как Митрофан. Его социальная бесполезность чужда храброму сердцу офицера. Добродетель и ум Милона не то, что никогда не будут на одной чаше весов с нравственным и умственным прозябанием Митрофана, но это люди совершенно разного порядка. Они несовместимы, как и Софьюшка с её потенциальным ухажёром из семьи Простаковых.

Девушка долго ждала своего счастья и была вознаграждена ответным чувством благородного офицера.

Скотинин и Правдин

Первый персонаж полностью соответствует своей фамилии. Кроме как лицемерием, скупостью, необразованностью, ничем иным в пьесе не отличился. В погоне за чужим добром не гнушается бороться за Софью «сказками про белого бычка», наивно предполагая, что она на это поведётся. Героиня не из продажных девушек, её сердце и разум принадлежат другому.

Скотинин и Правдин

Фамилия Правдин говорит сама за себя, олицетворяет честность и соблюдение закона. Человек занимает государственную должность и призван властями разобраться в бесчинствах и плохом обращении семьи Простаковых со слугами.

Все фамилии полностью оправдывают своих владельцев. По мнению самого́ автора, дворянство постепенно деградирует, причиной того является отсутствие образования и воспитания. Поэтому именно эти качества Фонвизин стремился отразить на всех отрицательных персонажах своей комедии.

Краткое содержание пьесы

Автором в произведении были подняты социальные и политические вопросы. А толчком для этого стал указ Петра Великого, в котором запрещалось нести воинскую службу и жениться необразованным недорослям дворянского происхождения: если они не имели письменного удостоверения о выучке от учителя, их не брали на службу и не вручали им «венечные памяти «- документы, позволяющие вступать в брак.

Итак, комедия разделена на несколько действий:

Кафтан Митрофанушки

  1. В первом бурно обсуждается кафтан, сшитый для Митрофанушки. Слуга госпожи Простаковой, портной Тришка, испытывает на себе недовольство хозяйки. Жару поддаёт ее муж. На счастье Тришки в дело вмешивается Скотинин, который пытается найти ему оправдание. Митрофанушка предстаёт перед глазами инфантильным. Стародум сообщает всем, что у Софьи будет большое приданое, и тот, кто решит пойти с ней под венец, будет не в прогаре. Семья Простаковых тут же захотели увидеть среди кандидатов в мужья своего сына.
  2. Второе действие повествует о том, как офицер Милон, потенциальный жених Софьюшки, почувствовал, что его невесту могут отобрать. Учителя Митрофанушки (Кутейкин и Цыфиркин) регулярно приходят в дом Простаковых, однако ощутимых результатов от этого отпрыска никто не ждёт.
  3. В третьем действии Правдин, увидевший беззаконие в доме Простаковых, делится этой информацией со Стародумом. Родственник Софьи планирует поехать с ней в Москву и выдать её замуж за Милона, однако в доме недоросля Митрофана явно другие намерения. Леность и дурь сына для них не помеха. Приводимые учителями доводы, что Митрофан совсем отбился от рук и не хочет учиться — пустой звук для этой семьи. Бывший конюх Стародума Вральман попал под раздачу в первую очередь, так как учителя считают именно его подстрекателем Митрофана к безделью и бестолковой жизни.
  4. В четвёртом действии дядя Софьи, убедившись в высокой нравственности Милона, благословляет её на супружество. Неудачливые женихи — Митрофанушка и Скотинин — вынуждены ретироваться. Семья Простаковых решает помешать отъезду любящей пары.
  5. Пятое действие рассказывает, как Правдин и Стародум пресекают попытку похищения невесты Простаковыми. Грозят им оглаской. От правительства Правдину приходит известие о переходе имущества семьи Простаковых под его опеку. Софья и Милон радуются положительному для них исходу ситуации, а Митрофанушка решает наконец взяться за голову и пойти служить.

Так как пьеса являет собой комедийный жанр, то её приятно не только читать, но и смотреть. Автор даже сам неоднократно ставил произведение на подмостках театров.

Анализ комедии

Пьеса написана по всем законам жанра: все пять действий происходят в одно время и в определённом месте. Сатирик решает задачу обличения пороков дворянской среды, поднимает проблему воспитания и морали. Фиаско Митрофана на экзамене подтверждает его культурно — образовательную пустоту.

Решение проблемы воспитания — центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. При столкновении противоположных миров неизбежно победит тот, кто не относится к жизни и окружающим людям потребительски, у кого есть идеалы нравственности и порядочности, поэтому Митрофан приходит к разочарованию в своих способностях и паразитическом стиле жизни.

Воспитание Митрофанушки

Фонвизин новаторски раскрывает мещанский быт, взаимоотношения людей разного социального круга. Эпоха русского классицизма впитала все тенденции развития бытовой комедии как театрального и литературного жанра. Пьеса пестрит цитатами героев, которые были широко восприняты в народе. Среди них:

  • «Не хочу учиться, а хочу жениться». Если молодые люди будут так воспринимать свою жизнь, то в конечном счёте в стране будет угроза вырождения, так как необразованный, безнравственный человек ничего не сможет передать своим детям, и, конечно, такой пример будет пагубным для них.
  • Митрофану в его недалекости вторят и члены семьи:»Без наук люди живут и жили». Это абсурдное миропонимание вызывает только усмешку, ничего более, так как прогресс человечества, в том числе развитие медицины, техники, искусства спасало людей во все времена.
  • В противовес им можно поставить всего одно высказывание Правдина, чтобы будущие поколения не повторяли ошибок литературных героев, таких как Простаковы: «Прямое достоинство в человеке есть душа».

Денис Иванович Фонвизин

Таким образом, Денис Иванович Фонвизин — «русский Мольер» — поднял сразу три серьёзных темы: проблемы крепостничества, невежества в помещичьих кругах и произвола по отношению к людям, которые стоят ниже по социальной лестнице. Искоренение этого тлетворного поведения и воспитания и было целью талантливейшего автора.

Он смехом казнил пороки, получил одобрительные рецензии у большого круга высших государственных деятелей и литераторов. Г. Потемкин не преувеличил, когда обращаясь к Д. Фонвизину, сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Этими словами он отдавал дань уважения прозорливости и степени погруженности выдающегося писателя в проблематику общественной жизни России восемнадцатого века. Если говорить кратко, в своей работе автор полностью раскрыл понятие недоросль.

Сочинение по этому произведению в 7 классе является обязательным. Поэтому ученикам необходимо тщательно изучить текст комедии.

Предоставленный материал также поможет подготовить устное сочинение по тезисному плану. Данный текст еще поспособствует написанию сообщения-пересказа для практического урока по литературе.

Еще сочинения по программе 7 класса:

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector