Тема воспитания молодёжи в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»

Тема образования и воспитания в комедии недоросль Недоросль

В классической русской и мировой литературе немало внимания уделялось вопросам развития молодого поколения. Его духовный и культурный уровень во все времена определял будущее народа. Тема воспитания в комедии «Недоросль» красочно представлена знаменитым драматургом Д. Фонвизиным, остро и безжалостно высмеявшим невежество, бездуховность, отсутствие стремления к знаниям представителей высшего света конца XVIII века.

Актуальность темы

Вопрос воспитания является главной мыслью великой пьесы. В ней ярко показан низкий уровень образования и общей культуры большинства представителей дворянского сословия того времени. Так жили их предки, и они считали это вполне нормальным. И старались воспитывать своих детей подобным образом, не желая стремиться к чему-либо, учиться, развиваться. Для них имели значение:

  • материальный достаток;
  • жизнь в полном безделье и комфорте;
  • нежелание менять существующие устои.

Тема воспитания в комедии недоросль

Однако указ Петра Великого об обязательном образовании для дворянских детей не оставлял им выбора. Чтобы иметь возможность получить хорошие должности, а также вступать в брак, все они обязаны были учиться.

Но многовековая традиция растить своих чад в праздности, лени, нежелании доставлять себе даже самые незначительные хлопоты мешала им понять ценность просвещения и знаний. Зачем нужно что-то изучать, если есть хлеб насущный, богатый дом, крестьяне, которые трудятся день и ночь, обеспечивая своим господам роскошное существование. Скучные науки — это совершенно ненужные усилия, ведь так приятно ничего не делать, не беспокоить себя ничем!

Сам Фонвизин, человек просвещённый, образованный, поездивший по миру и знающий, как развивается общество в европейских странах, болезненно переживал такое положение в родном государстве. Он посещал знаменитые музеи, галереи, видел великие произведения искусства, читал литературные издания.

Ему претила грубость, невежество и закостенелость большинства представителей русского «высшего общества», которые вели совершенно бесполезное существование, не интересуясь ничем новым и не желая мучить себя и своих детей ненужными, по их мнению, уроками. И он очень хотел изменить такое положение дел. Фонвизин понимал, что решить вечный вопрос воспитания можно только через просвещение и культуру.

Замысел автора

«Недоросль» — вершина творчества великого русского драматурга. Эта пьеса так жёлчно и колко высмеяла необразованность и бескультурье, что вызвала недовольство императрицы Екатерины II.

Фонвизин показал в своей комедии типичную семью провинциальных помещиков, которые всеми силами держались за прежние устои. Им не хотелось расставаться с образом жизни, который позволял делать в своём имении всё, что вздумается, без малейших сомнений. Они считали себя вправе издеваться над слугами и крепостными крестьянами, если им будет так угодно. Именно это, по их мнению, и есть правильный образ жизни.

Почему простакова отдает своего сына учиться

Автор красочно, хотя и несколько преувеличенно изобразил в своём гениальном сочинении всю глупость и никчёмность этих людей. Такие персонажи, как чета Простаковых и Скотинин — яркие представители «высшего света» той эпохи. Непросвещённость, грубость, отсталость сочетаются в них с непомерным самомнением и ощущением неограниченной власти в своём небольшом мирке. Им присущи также:

  • жадность;
  • алчность;
  • готовность на любые гнусности ради личной выгоды.

Всё это вызывало у Фонвизина настоящее отвращение. Бездуховность, ограниченность, лень, грубость, по мнению драматурга, следовало уничтожить. И заставить молодёжь учиться в обязательном порядке, а не для виду, чтобы лишь подчиниться «государеву указу». Он достиг своей цели: читая сочинение, можно проследить, как в комедии «Недоросль» раскрывается тема воспитания молодого поколения.

Характеристика главного героя

Само название произведения говорит о том, что в нём показан образ молодого человека — настоящего невежды, бездельника и лентяя, который даже не понимает своего ничтожества. Это и является основной проблемой, раскрытой в пьесе.

Здоровый шестнадцатилетний увалень еле-еле смог одолеть азбуку, читает по слогам и не знает ни одного грамматического правила. Его ответы на вопрос о том, какой частью речи является дверь — существительным или прилагательным, настолько смешны, что даже кажутся неправдоподобными. Однако именно таким был уровень развития и грамотности большинства дворянских отпрысков конца XVIII века.

Тема образования и воспитания в комедии недоросль

Тема образования и воспитания в комедии «Недоросль» показана через образ главного персонажа.

Помимо полного невежества, этот отрок также отличается капризным и вздорным нравом. Он привык к молниеносному исполнению всех своих желаний. Будучи единственным и обожаемым сыночком, этот молодой дворянин никогда и ни в чём не знал отказа. Его холили и нежили с самого рождения, и он привык считать, что так и должно быть. Даже в юношеском возрасте за ним всё ещё ходит нянька, как за маленьким. На его взгляд, это вполне нормально. Основные черты характера Митрофанушки можно перечислить кратко:

  • капризность;
  • эгоизм;
  • лентяйство.

Как в комедии недоросль раскрывается тема воспитания

Он никогда не испытал наказания, ему прощалось абсолютно всё. Митрофанушка не желает идти против своих капризов даже себе во вред. Сожрав вечером пять булочек, солонину, выпив кувшин кваса, он утром чувствовал себя неважно. Но всё же вновь продолжил своё обжорство, так ему захотелось.

Выросший Митрофан впоследствии и не думает платить родителям той же монетой: проявлять к ним любовь и почтение. Напротив, он грубит, огрызается и даже шантажирует обожающую его мать, угрожая самоубийством. Что уж говорить о его отношении к слугам! С ними он вовсе не привык хоть как-то считаться. Этот оболтус не любит никого, кроме себя. В нём нет ни искорки доброты.

Отдельно хочется отметить отношение этого барского сыночка к учителям. Он откровенно не любит уроки и не хочет понять, зачем ему нужны все эти мудрёные науки. Ведь гораздо интереснее гонять голубей, играть со свиньями. И он постоянно грубит учителям, которые хоть как-то пытаются донести до него самые основы грамоты и арифметики. «Не хочу учиться, хочу жениться!» — заявляет он матери. Полное отсутствие любознательности сделало из него без всякого преувеличения скотоподобное существо.

Дворянское «гнездо»

Семья Простаковых, описанная Фонвизиным, является образцом темноты и невежества. Грубость нравов, царящая в ней, есть следствие многовековой системы жизненного устройства российского общества.

Образы родителей Митрофана, как и его дядюшки Скотинина, отвратительны. С самого начала пьесы все они производят отталкивающее впечатление. Мать и отец этого недоросля как бы поменялись ролями: забитый и бесправный папаша, не имеющий своего голоса, и властная мамаша, давно загнавшая его под каблук, впрочем, как и всех остальных окружающих.

Как в комедии недоросль раскрывается тема воспитания

Единственный человек, к которому она испытывает добрые чувства — сыночек-баловень. Хозяин дома, господин Простаков — настоящая тряпка, который боится в чём-либо возразить супруге. Муж полностью находится во власти своей жены, которая не считается с ним, оскорбляет и даже бьёт.

Самодурство злобной и жестокой женщины не знает границ. Она ощущает себя полновластной хозяйкой, которой дозволено всё, что захочется. Даже если её действия абсурдны. Когда крепостной Тришка сшил кафтан молодому барчуку, госпожа осталась недовольна, хотя придраться было не к чему, слуга добросовестно выполнил работу. Однако она всё же решила наказать его. За что? А просто потому, что ей так вздумалось. Такие нравы вполне типичны для дворянской среды тех времён.

Не менее жестоко Простакова обходилась и с кормилицей своего сына Еремеевной, которая ухаживала за ним с самого рождения и искренне любила его. Госпожа не только постоянно оскорбляла старуху, но и не скупилась на пощёчины. А та привыкла к подобному обхождению и даже не пыталась протестовать.

Эта деспотичная помещица давно разорила своих крестьян, отобрав у них всё до последнего. И теперь искала новые возможности наживы. Ради этого она решила женить своего отпрыска на молодой богатой наследнице Софье. Узнав, что девушка собирается выйти замуж за другого, она пытается похитить её и силой обвенчать со своим дитятей.

Комедия недоросль

Воспитание молодого бездельника

Не придавая никакого значения образованию сына, мать всё же вынуждена была нанять преподавателей, повинуясь царскому указу. Это единственная причина, почему Простакова отдает своего сына учиться. Но сам образовательный процесс был лишь показухой. Она мешала урокам, не желая «мучить» своё любимое чадо, опасаясь, как бы её сыночек не переутомился. Да и учителя, нанятые ею, были вовсе не из лучших, так как скупая помещица не хотела «попусту» тратить деньги. Но ей нужно было, чтобы окружающие знали о том, что её отпрыск «учится наукам».

Эта женщина никогда не задумывалась о том, чтобы внушить сыну понятие о чести, достоинстве, благородстве. Ей самой абсолютно чужды такие черты. Для неё главное — материальный достаток, и неважно, как его достигнуть. Она готова угодничать перед богатыми, если ей это выгодно.

Стоит ли удивляться тому, что выросло из этого юноши, и могло ли быть иначе? Сомнительно. Таким, каков он стал, его сделали крайняя степень избалованности и пример поведения родителей, точнее, жестокой и злобной матери, который был перед ним с самого рождения.

Положительные персонажи

Образы Стародума, его племянницы Софьи, чиновника Правдина и молодого офицера Милона представлены в комедии противоположностью семье Простаковых. Эти люди обладают внутренним благородством, которое ценят неизмеримо выше материального богатства.

Стародум оставляет военную службу и уходит в отставку, так как ему противно было наблюдать продвижение знатных бездельников, получавших чины и награды не за заслуги, а по происхождению. Он решает сделать своей наследницей племянницу Софью.

Комедия недоросль тема воспитания

Наставляя девушку, внушает ей, что «…душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». То есть личные достоинства человека гораздо важнее богатства. Софья с благодарностью внимает поучениям дяди. Эта честная, скромная и порядочная девушка полностью разделяет его взгляды.

В конце произведения Правдин огорошил Простаковых, заявив, что «берёт под опеку» их имение, чтобы остановить помещичий произвол. Хозяйка приходит в ужас, так как понимает, что потеряла свою власть. Однако ничего поделать она не может. И не менее тяжким ударом становится предательство любимого сына, который отворачивается от неё. Но в том, какой чёрной неблагодарностью он отплатил ей, виновата лишь она сама. Но и сынок тоже получил своё — его отправили на службу, и привольной праздной жизни пришёл конец.

Фонвизину удалось наглядно показать читателям важность правильного воспитания молодёжи. С раннего детства необходимо внушить нравственные ценности, тягу к знаниям, уважение к окружающим, любовь и почтение к близким. Только так можно вырастить духовно здорового и развитого человека. Проблемы воспитания, представленные в произведении, написанном в XVIII веке, актуальны и сегодня.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

96 − 92 =

Adblock
detector