Как правильно написать в сочинении характеристику литературного героя

Литературный герой Литература

Для того чтобы учитель понимал, насколько школьники освоили произведение, могут выделять основные моменты и делать выводы, необходимо научиться правильно писать сочинение-характеристику на героя. Важно знать, на что обратить внимание в первую очередь, что должно войти в такую работу, а что можно опустить или упомянуть вскользь. Характеристика составляется как на главных литературных героев, так и на второстепенных.

Две разновидности сочинения

Само понятие характеристика предполагает описание характера, его особенностей, достоинств и недостатков, присущих кому-либо. Если речь идет о литературном персонаже, то дополнительно необходимо описать внешность, поведение в обществе, конкретные поступки, говорящие о жизненной позиции.

Прежде чем приступать к составлению непосредственно характеристики, стоит определиться какой она будет — индивидуальной или сравнительной.

Сравнительная характеристика

Основная цель сравнительной характеристики — это определить сходства и различия образов. Второй задачей становится описание собственных впечатлений по каждому персонажу отдельно.

При этом необходимо учитывать следующие моменты:

Читать книгу

  • внешние данные;
  • общество, среда, в которой они пребывают;
  • воспитание;
  • стиль, образ жизни;
  • речевая характеристика;
  • оттенки характера, совершаемые поступки, взаимоотношения с другими героями;
  • авторский взгляд на персонажи;
  • собственные выводы.

Обычно в задании указывается направление, в котором нужно писать, конкретные герои, основные точки соприкосновения. Но если точного указания нет, значит, необходимо самостоятельно составить план характеристики героя.

Основными критериями должны стать следующие показатели:

Писать сочинение

  1. Оба действующих лица сравнивают по одним, наиболее важным качествам.
  2. Если персонажи похожи, начинают со сходства, далее переходят к различиям.
  3. Хорошим приемом становится сопоставление и противопоставление, т. к. вскрываются причины, поясняющие сходства и различия, зависящие от личностных качеств героев.
  4. Если это возможно, некоторые особенности образа можно объяснить воспитанием и условиями формирования характера.
  5. Сравнение усиливает эмоциональное восприятие персонажей, помогает глубоко проникнуть в душевное состояние и выявить причины поведения.
  6. Обычно в произведениях несложно определить авторское видение своих героев, Но так бывает не всегда. Лучше всего помогает это сделать именно сопоставительное исследование.

Сравнительный анализ можно проводить параллельно по обоим (или нескольким) литературным образам сразу. Или сначала описать одного, затем второго и сделать выводы.

Индивидуальное описание

Составить индивидуальную характеристику несколько проще, ведь дело приходится иметь только с одним персонажем. Начать следует с эпохи, в которой он живет, описать место (город, село, деревня, шалаш в лесу и т. д. ). Рассказать об окружении, обществе, в котором находится, и отдельно — в котором вырос. Далее, необходим портрет и описание характера.

Примерный план характеристики литературного героя для 7 класса может выглядеть так:

Писатель

  1. Определить является действующее лицо главным или нет.
  2. Краткое описание ситуации и степень участия в ней персонажа.
  3. Рассказать о внешности.
  4. Характеристика речи.
  5. Написать об обстановке, условиях жизни.
  6. Семья, образование, воспитание, род занятий.
  7. Основные черты характера и некоторые дополнительные нюансы, развитие личности и изменения на протяжении повествования.
  8. Совершенные поступки, их мотивация.
  9. Авторское видение, отношение к персонажу.
  10. Сопоставление с иными людьми и (если это необходимо) сравнение с героями других авторов.
  11. Как было оценено произведение и герой во времена написания и в настоящие дни.
  12. Сделать вывод: отражает ли персонаж и его мировоззрение свою эпоху.
  13. Высказать личное мнение.

Характеристика может быть полной, т. е. основанной на тщательном анализе всего произведения, или частичной, т. е. когда берется отдельная глава (главы).

Пример из комедии «Недоросль»

В качестве примера можно привести план характеристики Митрофана Д. И. Фонвизина «Недоросль». Комедия не перестает быть актуальной на протяжении нескольких веков и по сегодняшний день входит в школьную программу.

Итак, характеристика Митрофана:

Митрофан

  1. Небольшое вступление: как называется и что означает название произведения, имя героя.
  2. Эпоха, во времена которой происходят события.
  3. Проблема, обозначенная в комедии.
  4. Внешность Митрофанушки.
  5. Окружение, отрицательные персонажи — семья Простаковых, Скотинин.
  6. Упомянуть о второстепенных положительных персонажах — Софья, Стародум, Правдин, Милон.
  7. Характеристика главного героя — лень, глупость, притворство, обжорство, раболепие перед сильными, грубость с бесправными, невежество и т. д.
  8. Отношение автора к Митрофанушке.
  9. Критика и оценка произведения — Пушкин, Гоголь, Белинский и т. д.
  10. Соотношение образа и его эпохи.
  11. Собственное мнение.

По такому примерному плану можно разобрать литературную фигуру из любого рассказа.

Изображение главного героя

Описать эпоху, окружение и действующих лиц, привести примеры критических замечаний обычно не составляет трудности. Но дать характеристику самому герою иногда довольно непросто. В некоторых произведениях автор наделяет свои персонажи трудными многогранными образами, со сложной судьбой и подвижной психикой. На протяжении всего действия могут происходить события, меняющие и самого человека и отношение к нему читателя.

Характер действующих лиц — это то, на чем построен весь сюжет произведения. Поэтому делать характеристику необходимо, основываясь именно на этом пункте.

Основные черты

Любой персонаж обладает целым набором качеств: положительных и отрицательных. Если в нем только плюсы или минусы, такой образ просто скучен. Сложный и интересный человек — это всегда смена поведения, мыслей, сомнения и т. д.

При описании стоит обратить внимание на:

Мечты

  • цели и мотивацию;
  • привычки;
  • мечты;
  • принципы;
  • взгляды на различные события и явления;
  • что/кого любит или не любит герой;
  • страхи;
  • положительные и отрицательные качества;
  • жизненные ценности.

Необязательно раскладывать «по полочкам» каждый пункт. Достаточно взять несколько из списка, описать их и сделать выводы.

Например, если описываемый человек не любит проигрывать, его можно характеризовать как целеустремленного, старающегося победить конкурентов любой ценой.

Взаимодействие с другими персонажами

Любое литературный образ в произведении не существует сам по себе. Его окружают другие люди. И из того как он взаимодействует с ними также можно сделать определенные выводы.

Евгений Онегин

Здесь анализируются следующие моменты:

  • чем герой вызывает симпатию у других действующих лиц и у читателя;
  • какие черты характера и поступки вызывают негативную оценку других персонажей и у читателя.

Дополнит характеристику соответствующие цитатные выражения либо самого человека, либо других людей о этом литературном герое.

Авторское видение

Не всегда с первого взгляда понятно отношение писателя к своим персонажам. Авторская позиция — это выражение его собственной системы ценностей, его взглядов и принципов.

Для того чтобы правильно понять отношение писателя к своему персонажу нужно соблюдать некоторые правила:

Книги

  1. Проследить на протяжении всего произведения есть ли прямые и точные оценки героя и его поступков.
  2. Чаще всего автор не прямо, а косвенно показывает свое отношение. Это может выражаться в описании внешности или одежды, в различных эпитетах которыми он «награждает» действующее лицо.
  3. Необходимо найти в тексте места, где о герое отзываются другие лица. Если положительные персонажи, высказывают негативную оценку, это также может быть и мнением автора.
  4. Монологи самого героя еще один способ выразить писательское отношение.
  5. Образ действующего лица может напоминать какого-либо другого литературного героя. Тогда можно провести параллели и сделать выводы об отношении автора.

Редко бывает так, чтоб писатель однозначно любил или плохо относился к своим персонажам. Ведь они все разные. И в каждом из них есть и плохое, и хорошее.

В какие-то моменты они могут быть смелыми и находчивыми, а в другие — испытывать зависть или тщеславие. Например, один из самых ярких образов литературы Андрей Болконский из романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Андрей Болконский

Он благороден, умен, справедлив.

Но накануне Аустерлица признается самому себе: «Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто, мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю, и не буду знать».

Чувство тщеславия овладевает героем. И невозможно представить себе, что это произносит именно Болконский. Но автор все равно любит своего героя, считая монолог минутной слабостью благороднейшего человека.

Для того чтобы написать характеристику литературного героя правильно, необходимо в первую очередь прочитать произведение.

И не в кратком содержании, а полностью. Иначе невозможно понять ни характер действующего лица, ни отношение к нему автора.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector