Пьеса «Гроза» была создана Александром Николаевичем Островским в 1859 году. Описываемые события происходят в несуществующем городе Калинове на Волге. Главная героиня — Марфа Игнатьевна Кабанова. Цитатная характеристика Кабанихи позволит наиболее полно отразить суть произведения.
Черты характера
Кабаниха — лицемерная и злая старуха, имеет признаки мании величия. В её речи никогда не было ни единого доброго слова. Больше всего ценит общепринятые обычаи. У неё есть привычка проецировать свои убеждения на всех.
Это совершенно безумная женщина, тиран и диктатор. Кабаниха просто представить себе не может, что люди могут жить не так, как она считает правильным. Доверительные отношения с ней выстроить невозможно. Постоянные ругательства и скандалы были обыденным явлением в её доме. Портрет внешности героини автор предлагает составить самостоятельно, об этом в произведении нет ни слова.
Воспитание методами Марфы Игнатьевны
Порядок в устах Кабанихи — это беспрекословное подчинение младших старшим. По её мнению, жена должна бояться мужа. Видимо, своего мужа при жизни героиня не слишком боялась, ведь после его смерти ей удалось стать тираном. Возможно, она помогла ему умереть, как и Катерине:
Кабаниха стремится подавлять волю других, прикрываясь заботой и религией. Даёт милостыню нищим, но своих близких обижает. Она лишь пытается создать видимость доброты. Это очень глупо, учитывая, что все знали, какой она человек на самом деле:
Марфа Игнатьевна убеждена в непревзойдённой мудрости представителей своего поколения, поскольку те следуют традициям и верят приметам. Своими монологами она неоднократно подчёркивает их значимость:
Женщина уверена, что молодые люди глупы и беспомощны:
Они не следуют устаревшим традициям и глупым приметам только потому, что не уважают старших:
Скудоумие непробиваемое. Похоже, уважение, с точки зрения Кабанихи, это молчаливое выслушивание безосновательных оскорблений и упрёков от «мудрецов».
То, что Кабаниха сама когда-то была молодой, а её оболванивали «умные старшие», некоторые из которых, возможно, были такими же тиранами, она, похоже, забыла. Видимо, её интеллект настолько ограничили в молодости, что ей даже в голову не приходила мысль о существовании таких вещей, как любовь, искренняя забота, ласка, и они вовсе не являются признаками слабости.
Когда Тихон уезжает из дома, Кабаниха требует, чтобы Катерина провожала мужа, как положено в других семьях. Она обращается к Катерине:
У жены Тихона были добрые родители, поэтому она также с добротой относилась к нему, но Кабаниха всегда осуждала проявления любви.
Варвара, дочь Кабанихи, считает, что для выживания под одной крышей со столь неадекватной женщиной необходимо врать:
Хорошо, что у старухи не получилось сделать всех родственников безумными. Но она всё же довела невестку до самоубийства.
Предел своего ужасающего всеобъемлющего бессердечия сумасшедшая женщина показывает, когда Катерина рассказывает о своих встречах с Борисом. Старуха злобно радуется и говорит, что такую жену жалеть нельзя, следует закопать её в землю. Воистину воплощение сатаны. Но при этом она ещё умудряется верить в Бога или создавать иллюзию веры в глазах окружающих.
Тихон же не разделял убеждений матери, хотя ему порой приходилось ублажать её, ругать супругу, чтобы мать просто заткнулась. Он искренне любил Катерину, но никак не мог защитить её, потому что сам находился в заложниках и был слишком слаб, чтобы перечить матери.
Таким образом, жизнь в доме Кабанихи была бесконечной чередой конфликтов и унижений, полнейшим адом, выход из которого был только один: Катерина утопилась. Когда её тело вытащили из воды, Тихон посмотрел на него и сказал:
Всё не слишком плохо
В третьем действии пьесы Островский показывает другую сторону личности Кабанихи. Разговор с Феклушей обнаруживает в ней:
- исключительное невежество;
- мракобесие;
- консерватизм.
Но, несмотря на это, Кабаниха умна и меняет манеру общения в зависимости от того, с кем говорит. Это единственное явление, где она не ведёт разговор, а только слушает и подтверждает услышанное. Феклуша — единственный персонаж, с которым героиня не говорит свысока.
Брат по разуму
У Кабанихи был друг-купец — жестокий старик Савл Прокофьевич Дикой. Это типичный представитель «тёмного царства». Охарактеризовать его можно несколькими словами, ничего при этом не упустив:
- жестокость;
- алчность;
- самовлюблённость;
- пустота;
- трусость.
Он думает, что если у него есть деньги, ему можно оскорблять всех. Почти каждая его фраза сопровождается ругательством:
Неспроста Островский дал ему такую фамилию. Савл поистине дикий человек.
Однажды Кудряш рассказывал историю из жизни Савла, когда один человек нагрубил ему и тем самым поставил в неловкое положение, вследствие чего над ним долго смеялись. То есть Дикой на самом деле не такой уж важный и влиятельный, как образ, который он хочет создать в глазах других. Это доказывает, что он мал, как и Кабаниха. Неудивительно, что они общались на равных.
Николай Александрович Добролюбов написал о пьесе «Гроза» статью под названием «Луч света в тёмном царстве». В ней главная героиня Катерина сравнивалась с «лучом света» в «тёмном царстве» глупых и алчных купцов-самодуров, а её самоубийство автор рассматривал как определённый протест против произвола и невежества. Вот только повлиять на дураков, глубоко убеждённых в своей правоте, это вряд ли могло.