Литературный жанр пьесы Островского «Гроза»

Жанр пьесы Островского Гроза Гроза

Литературный жанр пьесы Островского «Гроза» — драма. Это произведение является пиком творчества писателя, в котором он показал на примере семейных взаимоотношений важные изменения в политической и социальной жизни Российской империи. Своеобразие состоит в том, что все герои повести четко разделены на угнетенных и угнетателей.

История написания пьесы

История написания пьесы

Драма «Гроза» множеством нитей связана с прошлыми творческими периодами автора. Писателя привлекает такая же проблема, как и в «москвитянинских» рассказах, однако образ семьи в этом произведении получил иное толкование (драматическим новшеством являлось отрицание бремени Домостроя и застоя патриархата). Описание естественной, доброй и светлой героини — новаторство в литературе и непосредственно в творчестве Александра Николаевича.

Первые идеи возникли еще летом 1859 г., а уже в конце сентября у автора появилось четкое представление общего повествования. На пьесу значительное влияние оказала экспедиция по Волге. Министерство России организовало этнографическое путешествие для изучения обычаев местных жителей. В нем принимал участие и Островский.

Город Калинов является собирательным образом различных волжских пригородов, которые похожи между собой, однако все-таки имеют некоторые особенности. Писатель все наблюдения о провинции записывал в дневник, на основе этого создавались главные персонажи «Грозы» Островского.

Жанр и композиция

Жанр и композиция

Писатель определил жанровое направление «Грозы» как драма. Этот жанр указывает зачастую на бытовую, серьезную и тяжелую сюжетную линию, которая приближена к реальности. Определенные критики более точно его сформулировали — бытовая трагедия.

Это произведение полностью реалистично. Основным показателем считаются описания бытовых особенностей жизни, манер и нравов жителей провинции. Писатель придал этому немаловажное значение: он полностью обрисовал жизненные реалии и образы персонажей.

Основная композиция пьесы:

  1. Экспозиция: Автор описывает образ городка, где проживают персонажи и будут в дальнейшем развиваться события.
  2. Затем происходит конфликт Екатерины с новой семьей и обществом.
  3. После завязки главные персонажи пытаются решить появившийся конфликт.
  4. Ближе к окончанию конфликт доходит до того, что проблемы потребовали моментального их решения.
  5. Кульминация происходит в пятом действии. Затем сразу же происходит развязка, показывающая неразрешимость проблемы на примере самоубийства Екатерины.

Основной конфликт

В пьесе выделяется ряд конфликтов. В первую очередь, это противостояние между самодурами (Кабаниха, Дикий) и угнетенными (Борис, Тихон, Екатерина). Это противоборство двух разных миропониманий — нового и старого, которое себя уже отжило. При этом действие происходит за счет внутреннего конфликта в душе Екатерины.

Основной конфликт

Социальная проблема дала начало всем остальным. Писатель начинает пьесу с женитьбы обнищавшей помещицы и купца. Эта тенденция часто отмечалась во время жизни Островского. Правящее дворянское сословие постепенно утратило власть, обеднев из-за расточительности. Но вот купечество набирало обороты благодаря беспринципности, упорству, коммерческому таланту.

Именно в то время некоторые дворяне захотели поправить материальное состояние с помощью других. Помещики отдавали замуж образованных дочерей за грубых, но состоятельных купеческих сыновей. Из-за такого несоответствия союз Тихона и Екатерины еще в самом начале был обречен на неизбежный провал.

Смысл названия

Гроза является как разгулом стихии, так и олицетворяет крах застоя провинциального города, в котором правят старые порядки Дикого и Кабанихи. Это основная суть названия произведения. С гибелью Екатерины, которая произошла во время грозы, заканчивается терпение главных героев. Кулигин обвинил жителей города в происшествии, Варвара убегает из дома, Тихон становится против деспотизма матери.

В первый раз о грозе упоминает Тихон на похоронах: «…Несколько недель надо мной не будет никакой грозы». Под этим понятием он подразумевает угнетающую атмосферу собственного дома, в котором правит тираничная мать.

«Гроза нам посылается в наказание» — сказал Дикий. Самодур считает явление расплатой за совершенные грехи. Кабаниха поддерживает его. Кару за грех в грозе увидела и Екатерина, ее совесть также нечиста. И лишь Кулигин знает, что в этом явлении находится только вспышка электричества, но его современным взглядам почему-то еще не удается ужиться в городке, который требует кардинальной чистки.

Краткое содержание

Образованная дворянка Екатерина по велению родителей выходит замуж за грубого Тихона, принадлежавшего к зажиточной купеческой семье. Его мать терроризирует невестку и навязывает глупые порядки Домостроя: плакать напоказ перед отъездом супруга, унижаться перед ним при людях.

Смысл названия

Юная девушка нашла поддержку у дочки Кабанихи, Варвары, последняя ее учит скрывать собственные чувства, тайно получая радости жизни. После отъезда супруга Екатерина влюбляется и встречается с племянником Дикого, Борисом. Однако эти встречи завершаются расставанием, поскольку Катерина не скрывает, что она хочет сбежать с возлюбленным в Сибирь.

Но герой не хочет рисковать, взяв девушку с собой. После этого она рассказывает вернувшемуся супругу и свекрови о своем грехе. Кабаниха ее серьезно наказывает. Осознавая, что совесть и тирания дома не позволяют ей жить в дальнейшем, она бросилась в реку. После ее гибели молодое поколение взбунтовалось: Варвара уходит с Кудряшом, Тихон во всем винит мать.

В произведении соединяются все особенности и противоречия России во время крепостничества. Город Калинов — упрощенная модель общества. Писатель показал, что старое мировоззрение лишь мешает.

Описание героев

В пьесе находится четкая система главных героев. Это угнетатели и их жертвы. Краткое описание персонажей:

Краткое содержание

Описание героев

  1. Катерина. Дворянка, супруга купца, основная героиня повествования. Образованная, возвышенная и добродушная женщина. Презирает подлость и мелочность городских жителей. Хочет вырваться из сложившейся атмосферы. Принципиальна, а поэтому не скрыла измену мужу, но в результате была не готова к общественному противостоянию, не выдержав тирании, покончила жизнь самоубийством.
  2. Кабаниха. Богатая вдова, глава семейства, суеверна, не имеет образования, ворчлива, но совершенно уверена в своей мудрости. Установила в доме тиранию. Издевается над Катериной, безраздельно управляет Тихоном, ограничивает везде свою дочку Варвару.
  3. Борис. Является племянником Дикого, пытается вернуть наследство. Относится к прогрессивной молодежи. Пытаясь вернуть деньги, положенные ему на законом основании, попадает в кабалу к Дикому. Как и Екатерина, презирает невежественных горожан Калинина, но тоже не может выдержать общественного противостояния и бросает Катерину.
  4. Кулигин. Помещик, изобретатель, сторонник прогресса. Один из достойнейших городских жителей, но вынужден смириться с порочностью горожан. Хочет собрать деньги на сооружение громоотводов, однако терпит в этом поражение.
  5. Дикой. Зажиточный дворянин, жадный купец, важный человек в городе. Грубый самодовольный самодур. Постоянно обворовывает собственных работников. Тиранит и унижает людей, которые бедней и слабей его, в том числе племянника Бориса.
  6. Тихон. Сын Кабанихи, очень боится мать, а поэтому не решается защитить от нее даже супругу. Основная мечта — уехать из дома на несколько недель, чтобы избавиться от тирании. В это время он пьет и гуляет. Признался Кулигину, что в отъездах также изменял Екатерине. Лишь ее смерть вдохновляет Тихона на бунт с матерью.
  7. Варвара. Сестра Тихона не чувствует ужаса перед матерью. Увидев отношения между Екатериной и Борисом, она тайно организует им свидание, привнося определенную лепту в смерть главного персонажа.

Тематика и проблематика

Главная тематика пьесы — быт и нравы города Калинова. Писатель описал провинцию, чтобы показать, что не стоит держаться за прошлые пережитки, нужно думать о будущем. А жители города застыли во времени, их жизнь пуста и монотонна. Такая Россия так и останется в нищете и безграмотности.

Тема семьи и любви

Также поднята тема семьи и любви, поскольку в произведении описываются проблемы воспитания. Семейное влияние на разных персонажей важно (Екатерина — отображает воспитание родителей, а Тихон вырастает слабохарактерным из-за давления матери).

Тематика греха и раскаяния тоже раскрыта. Катерина оступилась, но быстро поняла ошибку, решившись покаяться в сделанном. В плане религии это высоконравственный поступок, возвышающий и оправдывающий Екатерину.

При этом социальный конфликт повлек общественные проблемы:

Тематика и проблематика

  1. Писатель описывает самодурство в героях Кабановой и Дикого, которые играли с судьбами других людей, затаптывая индивидуальность и свободу выбора. Из-за их тирании юное поколение стало таким же порочным, как и они.
  2. Островский порицает малодушие и смирение в героях Варвары, Бориса и Тихона. Они своим поведением только потакают деспотизму хозяев жизни, хоть смогли бы вместе исправить положение в свою пользу.
  3. Проблема противоречивой русской души, которая передается в образе Екатерины, является личной. Верующая девушка в поисках решается на измену, а затем и на самоубийство, это противоречит христианским правилам.
  4. Безграмотность. Люди, которые проживают в Калинове, глупые и необразованные, больше доверяют гадалкам, а не ученым и специалистам в своем деле. Их кругозор обращен в прошлое, они не пытаются стремиться к лучшей жизни.

Авторская позиция в произведении тоже четко выражается. Читатель понимает, что Кабаниха хоть и пытается сохранить традиции, неправа, как и бунтующая Екатерина. Но у последней был ум и потенциал, она была чиста помыслами, и могучий народ, который она олицетворяет, может возродиться, сбросив оковы самодурства и грубости.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector