Краткий анализ стихотворения Бориса Пастернака «Июль»

Стихотворение Бориса Пастернака «Июль» Анализ стихотворений

Поэт Борис Леонидович Пастернак (1890—1960) заслуженно считается крупнейшим мастером русского стихосложения середины ХХ века. Его творчество ставится в один ряд с лучшими достижениями мировой литературы. На примере анализа стихотворения Пастернака «Июль» можно раскрыть некоторые его секреты создания ошеломляюще точного, лёгкого и яркого образа самыми простыми и доступными художественными средствами.

Последний период творчества поэта

Стих о летнем месяце июле, который вошел в программу по литературе седьмого класса средней школы, был написан в 1956 году за несколько лет до смерти поэта и вошел в замечательный цикл «Когда разгуляется». Отдельные произведения из этой книги стихов печатались в 50-х годах в советских литературных журналах, а полностью она была опубликована в посмертном сборнике «Избранное» (1961).

Этот период жизни можно считать относительно спокойным и плодотворным для великого советского писателя: с ним жена Зинаида и редактор Ольга Ивинская, позади остались годы лишений, голод, революция, войны, серьёзная болезнь (инфаркт). И хотя трагическая и нелепая история с общественным осуждением романа «Доктор Живаго» продолжается, Борис Леонидович остаётся членом Союза писателей и Литфонда. Последний выделил ему для проживания государственную дачу в Переделкино.

Пастернак на даче

Роль этого события в судьбе поэта сложно переоценить. Жизнь за городом позволяла более тесно общаться с природой, растениями и птицами, наблюдать за сменой времён года, за настроениями и состояниями погоды, а также работать, творить, передавать свои ощущения и размышления в новых стихотворениях. Большая часть произведений позднего периода творчества Пастернака — лирические зарисовки предметов простой дачной жизни, талантливо выполненные рукой мастера поэтического слова, который многие годы работал над совершенствованием собственного стиля.

Пастернак не зря увлекался в молодые годы музыкой и живописью — его поэзия зрелых лет представляет собой интересный синтез этих искусств, они невероятно красочны и мелодичны.

Продолжая традиции предыдущего века русской поэзии, он добавил к стройности и музыкальности поэтического языка Тютчева и Фета реалистичность, живость, душевность, местами самоиронию и редкую глубину чувственных переживаний.

Композиция и настроение

Зарисовка летнего дня на даче

Стихотворение представляет собой лирическую зарисовку летнего дня на даче. Его не получается определённым образом отнести ни к жанру пейзажной лирики, хотя оно о природе, ни к философской лирике, хотя в нём угадывается состояние души человека. Его тема — это изображение счастливых минут отдыха в залитом солнцем загородном доме, фиксация прекрасного настроения лёгкости и любви, когда июнь прошёл, но большая часть лета ещё впереди.

Композиционная схема стиха выстроена так, что читающий постепенно создаёт в воображении образ обжитого дачного домика в жаркий ветреный июльский день, чувствует, что распахнуты окна, видит, как гуляют сквозняки. Образ отчасти звуковой («весь день шаги над головой»), отчасти зрительный («на чердаке мелькают тени»), щедро дополненный ароматными запахами («пропахший липой и травой»). Весь текст произведения разделяется на три смысловые части:

Стих Пастернака «Июль»

  1. Первые три строфы рисуют в шутливой форме некое непонятное существо, привидение, домового, который шастает по дому, заполняя его странными звуками и движениями.
  2. Центральное четверостишие задаёт риторический вопрос: «Кто же это на самом деле?». И автор, словно предлагая продолжить игру в загадки, выдвигает новую версию — это наш квартирант.
  3. В заключительной части стихотворения раскрывается истинное имя загадочного героя — июль. Этот милый сердцу гость описывается уже по-другому — искренне, с любовью и нежностью.

Заинтриговав читателя с первых строк, автор каким-то необъяснимым способом позволяет ему заглянуть в свой загородный дом, проникнуться беззаботным летним настроением и разделить радость от простой и скромной жизни, прекрасной здесь и сейчас.

Это особенно ценится, если вспомнить, что Пастернак не так уж часто дарит своим почитателям чистый восторг, как в произведении «Март». Сравнивая, например, стихотворения «Июль» и «Август», легко заметить, что второе из них гораздо более грустное и мрачное, хотя в нём также много света: «Как обещало, не обманывая, проникло солнце утром рано косою полосой шафрановою от занавеси до дивана».

Но здесь летнее настроение омрачают размышления о предстоящем окончании земного пути и приснившийся сон о кладбище.

Средства раскрытия образа и темы

Казалось бы, всё здесь просто. Стих напрочь лишен какой-либо вычурности или претенциозности, в нем отсутствуют сложные нагромождения троп и прочих литературных приёмов усиления выразительности речи. Он написан четырёхстопным ямбом, в нём выдержаны строгие перекрёстные рифмы (А-Б-А-Б). Это спокойное повествование от третьего лица, язык простой и лёгкий, даже озорной местами, но всё-таки эмоционально насыщенный. Можно выделить несколько моментов, которые использует Пастернак, чтобы добиться такого эффекта:

Читают стих «Июль»

  • обилие однородных членов (сказуемых) в первых четверостишиях как будто выводят на первый план непонятные звуки движения воздуха в пространстве;
  • использование анафор — первая и четвёртая строки начинаются одинаково со слов «по дому бродит», две строчки шестой строфы открывает существительное «июль», дублирующее название произведения;
  • олицетворение сложно даже обособить — весь текст представляет собой олицетворение июльского воздуха, именно он становится главным лирическим героем;
  • эпитетов немного и они очень простые — луговой, нечёсаный, степной;
  • метафора тоже встречается — «мы целый дом ему сдаём»;
  • причастные обороты в заключительной части произведения красочно и с любовью выписывают подробный образ летнего месяца.

В одном из своих известных стихов о творчестве Борис Пастернак мечтал писать, как «некогда Шопен», он много работал над художественным словом, оттачивая его своеобразие, и достиг этой цели. Стихотворение «Июль» служит этому доказательством. В нём отражена концепция поэта о слиянии художника с окружающей природой, об ощущении себя частью единой и вечно прекрасной Вселенной.

Материалы по теме:

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector