Искусство и ремесло в произведении «Моцарт и Сальери»

Моцарт и Сальери Литература

Важная проблема, которую поднимает Александр Сергеевич Пушкин в своём сочинении — разница между искусством и ремеслом. В произведении «Моцарт и Сальери» поэт противопоставляет творчество двух композиторов. Он пытается объяснить читателю, чьи работы можно отнести к подлинному искусству, а чьи — только к ремеслу. Основная тема пьесы — о зависти и о том, к чему она может привести.

Анализ пьесы

«Моцарт и Сальери» — это короткое произведение, которое было создано в 1830 году. Пушкин работал над ним в плодотворный болдинский период. Оно входит в цикл «Маленькие трагедии», который составляет четыре «пьесы для чтения», как назвал их сам Пушкин. Уже в 1831 году сочинение напечатали в ежегодном альманахе «Северные цветы на 1832 год». В качестве основы Пушкин взял легенду о смерти великого австрийского композитора, в том числе самые абсурдные слухи о ней. Он ссылался, что узнал об этом из немецких журналов, однако каких именно — не называл.

Краткий анализ пьесы:

Писать сочинение

  1. Тема сочинения «Моцарт и Сальери» — зависть, творчество и рационализм, талант и труд. Через произведение проходят противопоставления этих понятий.
  2. Композиция. Её можно назвать традиционной, свойственной трагедии. Монологи закольцовывают действие в пьесе.
  3. Направление — классицизм.
  4. Жанр — трагедия в двух действиях. Сам автор охарактеризовал его, как «маленькая трагедия». Этот термин затем прижился как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Замысел разделить искусство и ремесло в «Моцарте и Сальери» появился у Пушкина ещё в 1826 году, когда он находился в Болдино. Этот период считается наиболее ярким в творчестве Александра Сергеевича, потому что именно в то время он творил самые гениальные сочинения, а сам процесс проходил легко и плодотворно.

Это небольшое произведение является частью цикла «маленьких трагедий», которых поэт написал только 4, хотя в планах у него было 9 рассказов.

«Маленькие трагедии» — цикл пьес, которые Пушкин написал в Болдино в 1930 году.

Скупой рыцарь

Кроме «Моцарта и Сальери», в книгу входят такие произведения:

  1. «Скупой рыцарь».
  2. «Каменный гость».
  3. «Пир во время чумы».

Название цикла выбрал издатель среди нескольких вариантов, представленных Александром Сергеевичем. Каждая из пьес является будто отрывком из большого произведения. Но в этом отрывке сконцентрирована вся суть конфликта персонажей.

История создания

В начале XIX века был чрезвычайно распространён культ австрийского композитора. Всем было интересно знать о мельчайших подробностях его жизни, им восхищались. Надо отметить, что после написания Пушкиным сочинения миф об отравлении композитора стал очень популярным. Через некоторое время он стал стереотипом. А имя Сальери навечно превратилось в синоним завистника.

Пушкин

Пушкину нравилась реакция публики на аргументы, которые он приводил в своих произведениях. Поэт любил художественную мистификацию, из-за чего специально ссылался на скандальные толки. Маленькая трагедия для него является творческим видением человеческой зависти, которая всегда существовала. Образы героев второстепенны.

Нет ни одного факта, который свидетельствовал бы о том, что Моцарт был отравлен своим коллегой. Поэтому творение Пушкина нельзя отнести к жанру исторической трагедии. Сначала Александр Сергеевич хотел назвать его «Зависть», благодаря чему была лаконично отражена суть действия.

Тема и герои

Конфликт рационализма и творчества всегда описывался в художественной литературе. Сальери — трудолюбивый и уже пожилой композитор. В своей творческой работе он всегда видел научный подход и кропотливый тяжёлый труд.

Кадр из фильма Моцарт и Сальери

Моцарт — это талантливый молодой музыкант-виртуоз и композитор, который не осознаёт своей гениальности. Он в полную меру наслаждается жизнью и с лёгкостью сочиняет новые композиции.

Несмотря на дружбу этих персонажей, Сальери постоянно терзает зависть. В итоге он решает отравить коллегу, так как считает, что ему всё даётся слишком легко.

Композитор думает, что молодой талантливый человек не осознаёт своей избранности и не благодарен за свою счастливую судьбу.

В трагедии есть и второстепенные персонажи:

Старик со скрипкой

  1. Человек в чёрном. Он вестником смерти. За 3 недели до рокового события этот человек пришёл к Моцарту, чтобы заказать «Реквием». С тех пор у талантливого композитора было постоянное чувство тревоги.
  2. Старик со скрипкой. Даже слепой пожилой скрипач играл мелодии юного таланта, прославляя его.

Основным двигателем сюжетной линии становится зависть. Сальери относился к творчеству, как к ремеслу. Он постоянно работал, оттачивал мастерство. А Моцарту всё давалось легко, так как он относился к творчеству, как к искусству.

В конце произведения Сальери признал правоту Моцарта, когда тот говорил, что со злодейством рядом гений быть не может. Пожилой композитор осознал, что его искусство никогда не было истинным, поэтому он не сможет прославиться. А гениальный талант Вольфганга Амадея Моцарта — одного из самых знаменитых классических композиторов, оказавшего огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры, всегда будет жить и после его смерти.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector