Пьеса А. Н. Островского «Гроза» представляет собой не только литературную, но и историческую ценность. В книге автор описал быт купеческого общества, консервативность и незыблемость устаревших традиций. Чтобы хорошо подготовиться к итоговой работе, необходимо изучить список тем сочинений по произведению «Гроза» и обязательно прочитать саму пьесу.
Общие темы
Драма «Гроза» была написана в 1859 г. В тот же год начались первые постановки на лучших сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Пьеса (не роман, не поэма и не рассказ) состоит из 5 действий, но сильно растянута по времени. Между 3 и 4 действиями проходит 10 дней, что не совсем типично для театральных постановок того времени.
Название произведения можно рассматривать буквально — гроза как природное явление пугает главную героиню, усиливает ее психоэмоциональное состояние. Но правильнее будет видеть здесь аллегорию. Городишко Калинов погряз в невежестве, здесь царят нравственная духота и застой, как перед грозой. Самоубийство Катерины становится громом, поразившим маленькое общество. Список общих тем для сочинений на тему «Гроза» Островского для 10 класса выглядит следующим образом:
- «Какой жанр присвоил произведению автор». Александр Николаевич считал, что написанное им произведение по жанру относится к драме, но в полной мере ни трагедией, ни драмой «Гроза» не является. Критики того времени дали ей определение «бытовая трагедия». Но и на сегодняшний день этот вопрос остается открытым.
- «Анализ произведения». Главной темой становится конфликт двух поколений, давление старших и разное восприятие младших: Тихон молча терпит деспотию, Катерина пытается бороться.
- «История написания пьесы». Перед работой Островский совершил путешествие по Волге, заезжал в небольшие города, изучал нравы и обычаи.
- «Характеристика главных героев». В сочинении нужно описать образы Катерины, Кабановой и ее сына Тихона.
- «Характеристика второстепенных персонажей». Здесь нужно проанализировать образы Варвары, Кудряша, Кулигина, Дикого, Бориса, Феклуши, Глаши.
- «Женская доля вначале XIX в.». Деспотизм и домострой, бесправность тех, кто решил пойти наперекор сложившимся устоям.
- «Описание русского купеческого быта и нравов». Консервативность семейных понятий и ценностей, полная бесправность молодых женщин перед старшим поколением, малообразованность, тихое и размеренное существование.
- «Сохранение человеческого достоинства». Чтобы выжить молодым в городе, нужно быть тихими и покорными, как Тихон, или хитрыми и равнодушными, как Варвара и Борис. Нельзя быть искренней, свободной и порядочной, как Катерина.
- «Авторское видение и средства его выражения». Свое мнение Островский отображает в придуманных именах, противопоставлении свекрови и невестки, а также в монологах Кулигина.
Конфликты между поколениями существовали всегда. Основная проблема — «отцы и дети» не хотят слышать и слушать друг друга. Родители считают, что только с помощью диктатуры и полного подчинения детей можно вырастить достойного человека.
Трагедия главной героини
При написании сочинения по «Грозе» Островского необходимо знать, что в списке обязательно присутствуют темы про главную героиню Катерину. До того как она вышла замуж, жизнь ее была спокойной. Девушка росла в любящей семье, где каждый уважал мнение другого и признавал свободу выбора.
Картины безусловной деспотичности невежественной Кабанихи повергают Катерину в ужас. Она никак не может смириться с существующей ситуацией, постоянно вспоминает прошлую жизнь: «Такая ли я была? Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле!».
Многие рассуждения о главной героине основаны на противопоставлениях: слабая ли она или сильная, можно ли было бороться в сложившихся обстоятельствах или самоубийство — единственный выход и т. д. Возможные сочинения на тему «Гроза»:
- «Любовь, грех и покаяние в пьесе». Мораль, принятая в обществе, благожелательно относится к любви «приличной», ведущей к браку и рождению детей. Любовь вне брака греховна, она порицается. Катерина испытывает страшные муки совести, она кается перед мужем, но это не спасает ее, что в итоге приводит к гибели.
- «Отчего люди не летают, как птицы». Этой теме не один десяток лет. Ее раскрывают через рассуждения о душевной свободе, о вдохновении, которое приходит к человеку, когда на него никто не давит. Что может сделать человек, чтобы его жизнь стала лучше, каков должен быть первый шаг — это вечные темы, актуальные по сегодняшний день.
- «Победила или проиграла Катерина». Самоубийство — грех, никто не имеет права отказываться от Божьего дара. Но могла ли героиня поступить по-другому, был ли выход в ее ситуации? Лишить себя жизни — это решительный шаг или все-таки малодушие и нежелание бороться?
- «Прощание Катерины с Борисом». Сцена описана в третьем явлении пятого действия. Она является решающей в принятом героиней решении. Большая любовь разбивается о слабоволие недостойного мужчины. Сцена раскрывает скрытый характер героев, поднимает проблему неравных отношений, когда возвышенный искренний пылкий характер сталкивается с трусостью, мелочностью и эгоизмом.
- «Сравнительная характеристика Катерины и Варвары». Кто из героинь поступает правильно в сложившихся обстоятельствах? Катерина честная, прямая, искренняя, но она приняла смерть как единственный выход. Варвара хитрит и обманывает, но живет так, как хочет, и никаких угрызений совести по этому поводу не испытывает.
В творчестве Островского пьеса «Гроза» является выдающимся произведением наравне с «Бесприданницей».
Общественные нравы маленького городка
Калинов — типичный русский городишко конца XVIII — начала XIX вв. Общество давно остановилось в своем развитии, парализованное крепостным правом. Это настоящее «темное царство», где все мрачно, а самодуры с деньгами творят что хотят. Они не обращают внимания на христианские постулаты и общепризнанную мораль. Темы о мещанской жизни провинциального городка:
- «Темное царство». Это закостенелое общество, погрязшее в темноте, невежестве и пороках. Его основные представители — Кабаниха и Дикой.
- «Луч света в темном царстве». Так называлась статья Н. Добролюбова, известного критика того времени. На сегодняшний день это тема для сочинения, в котором необходимо дать описание общества и его деспотичных нравов, противопоставить ему светлую и искреннюю Катерину. В работе нужно показать деспотизм Кабанихи, основанный на искаженных понятиях «Домостроя», и стремление героини вырваться из этих тисков, обрести свободу, хоть и ценой собственной жизни.
- «Быт и нравы города Калинова». Невежество и духовная убогость Кабанихи, Дикого и Феклуши. Лицемерие в семейной жизни: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Обогащение купечества за счет рабочего народа: «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются». Все это норма для общества, где правят глупые и недалекие люди, развивающие в себе только пороки.
- «Кабаниха и Дикой — самодуры русского общества». Островский в своей пьесе создал определенную типичную модель общества того времени. В работе необходимо раскрыть тему через описание характера героев.
- «Молодое поколение в пьесе Островского». Деспотизм старших давно подавил любую самостоятельность, стремление к свободе и желание как-то противостоять «темному царству». Молодые герои втайне лишь мечтают хоть ненадолго вырваться, глотнуть свежего воздуха. И даже Борис, живущий далеко от своего дяди и имеющий определенную свободу, не имеет ни сил, ни желания противостоять ему.
Знакомство с общественными нравами начинается с первых актов пьесы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Самодурство, жульничество, моральное насилие, а также раболепие, полное подчинение, изворотливость и лицемерие — все это купеческое общество маленького городка.
Характеры и персонажи
Помимо главных героев картину общественных нравов дополняют второстепенные персонажи. Раскрытие этих образов в сочинении — задача довольно сложная и требующая прочтения произведения в полном объеме. Возможные дополнительные темы для письменных работ по литературе:
- «Роль „маленького человека“ Кулигина».
- «Характеристика Бориса».
- «Покорный муж Тихон».
- «Невежество Феклуши».
- «Варвара и Катерина: сравнительная характеристика».
- «Говорящие фамилии в пьесе».
- «Иван Кудряш — представитель национального характера».
- «Символика, используемая в пьесе».
- «Тихон и Кабаниха — пример деспотичного воспитания».
- «Символизм образа грозы в пьесе».
- «Образ Катерины — вызов мещанству и всему купеческому обществу».
- «Женские образы в пьесе Островского: сравнительная характеристика»
- «Ушло ли в прошлое темное царство?».
- «Образ природы в переживании героев».
- «Неотвратимость возмездия в пьесе».
Долгое время общество не могло понять, почему Варваре разрешено было почти открыто встречаться с Кудряшом, а Катерина за подобное поведение подвергалась злобным оскорблениям. Считалось, что Кабаниха просто ненавидела невестку и многое позволяла Варваре только потому, что она ее дочь.
На самом деле это не совсем так. Все расставляет на свои места фраза Кудряша о местных нравах: «У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». В большинстве случаев литература описывает образ жизни дворян, а купеческая мораль в отношении девушек была куда свободнее. В пьесе показано, что даже деспотичная Кабаниха ничего не может сделать с собственной дочерью.